Театральные рассказы

Перед спектаклем

Перед спектаклем

Перед спектаклем. («Евгений Онегин»).

Если Вы думаете, что у меня не интересная работа – то вы ошибетесь. Вот попробуйте угадать, кем я работаю, если прихожу я на работу чаще всего к трем по – полудни, ухожу около полуночи, сижу за рабочим столом редко (у меня его, в общем, то и нет), все нужные мне инструменты ношу с собой и часто говорю по рации. Нет, я не милиционер и не спасатель, хотя от этой героической профессии в нашем деле что-то есть,я – инженер.И работаю я в театре.

Наш театр – огромный организм. Под пятиэтажным зданием, хорошо знакомым любому жителю и гостю нашего города, теперь, после реконструкции, находится еще семь.Здесь расположены технические и рабочие помещения. Гримерки артистов хора и миманса, помещения костюмерного, гримерного, осветительского и монтажного цехов. Артисты и музыканты, реквизиторы и техники,приходя в театр, чтобы подготовится к спектаклю, растворяются в этом небольшом подземном городе, чтобы явить тебе, уважаемый зритель чудо, ради которого ты купил билет – спектакль.

Вообще-то я всю жизнь занимался электроникой. Лампочки, провода, потом я собрал радиоприемник, а потом увлекся компьютерными технологиями. Сети, компьютеры, роботы и прочие чудеса современной электроники всегда привлекали мое внимание. Но, пожалуй, самым интересным в работе с ними была возможность осваивать все эти технологии и, почти как Прометей, который принес на землю огонь, дарить их людям.

В нашем театре у меня очень интересная роль. Вновь открытое после долгой реставрации и реконструкции здание буквально напичкано электроникой. Для зрителей в зале установлены системы оповещения, телевизионной ретрансляции, перевода, видеосистема для записи спектаклей и уж конечно пожарная и охранные системы.

Но самые интересные из наших систем – на сцене и за ней. Представьте себе, что во время спектакля прямо на глазах у изумленного зрителя сцена может трансформироваться в лестницу, провал, амфитеатр, а может и подняться вместе с декорацией и артистами высоко вверх,имея на нижнем этаже, уже смонтированную другую декорацию. Даже оркестровая яма, внутри которой теперь вместе с инструментами может поместиться более ста музыкантов, переделана так, что ее основание может подняться на уровень сцены, став ее продолжением, или опустится на нижние этажи для погрузки инструментов.

Почти каждый метр пространства над сценой занят умными приборами.Например, лебедки c цифровым управлением, способные поднимать, опускать или перемещать с заданной скоростью весьма тяжелые грузы. Я как-то видел на выставке, как такая машина быстро поднимала, затем опускала пудовую гирю и точно подводила ее к хрупкому краю стоящей под ней стеклянной вазы, оставив промежуток в несколько миллиметров и, конечно, не причинив ей никакого вреда. В театрах такие системы поднимают и опускают декорации для спектакля, а ювелирная точность достигается за счет применения электроники и компьютеров.

Свет на сцене обеспечивают несколько сотен различных прожекторов, висящих на специальных конструкциях над сценой – софитах. Каждый из прожекторов способен по команде компьютера поменять направление, форму и цвет луча, а система управления этой техникой по сложности и объему сравнима с информационными системами крупного предприятия.

У нас имеются различные приборы для создания на сцене специальных эффектов снега, дыма, тумана, огня. Отдельно разрабатывались и устанавливались устройства, способные переносить артистов и грузы через сцену в горизонтальном направлении, создавая иллюзию полета. И к каждому из этих приборов, кроме провода питания,идет провод управления от компьютерных систем.

Вдобавок для управления многочисленными службами и актерами во время спектакля используется несколько систем связи. Портативную радиостанцию от одной из них – технической, я всегда беру с собой, когда дежурю на спектакле.

Кроме помощи в обслуживании и поддержании в должной боевой готовности всех этих систем и сложной техники, в обязанности нашего небольшого отдела входит дежурство во время спектакля, чтобы мы смогли оперативно помочь нашим коллегам из различных цехов в осуществлении их технических и художественных целей. А спектакль для нас начинается не как у зрителей – вечером, а вместе с монтажом декораций – минимум за четыре часа до его начала.

Почему-то в театрах принято называть разные большие группы людей,помогающих создавать и играть спектакль, цехами. Всегда были осветительный, гримерный, монтировочный, реквизиторский и костюмерный цеха. С развитием электроники к ним добавился радио цех.

Наш отдел относится как раз к радио цеху. И у нас работают замечательные люди. Самый известный – Александр Александрович Кондрашин. Большинство из его многочисленных знакомых зовут его любовно и уважительно – Сан Саныч. Он работает в театре уже больше десяти лет. Ему где-то под пятьдесят. Маленького роста, брюнет, очень подвижный и чуть суетливый в движениях. Как будто он всегда торопится и куда-то спешит. Темные, с небольшой сединой волосы, чисто выбритое лицо и большие карие, добрые и внимательные глаза. Всегда опрятно и чисто одет, приветлив, общителен. Хозяйственный аккуратист, прекрасно знает все наши системы и электронику, и – что самое главное – всегда выполняет обещанное. Если Сан Саныч пообещал починить телефон – он это сделает. Даже если это чей-то личный аппарат. И может даже денег не взять. Он очень отзывчивый, наш Сан Саныч.

Его главное увлечение – рыбалка. Летняя, зимняя, осенняя, весенняя – главное процесс. Ага, подумали вы, знаем, что они там, на рыбалках, делают. А вот и не так – скажу я вам. За самую большую рыбину на каких-то соревнованиях нашему Сан Санычу дали диплом. Он его особо не показывает, но фотографию свою, с рыбиной и дипломом держит у себя в шкафчике. Если его расспросить – с удовольствием расскажет, как ему такое удалось. А уж в знании анекдотов про рыбалку с ним вообще никто не сравнится.