Студия «Театра Света». Предпосылки, создание, возможности. Часть III
Часть III (см Первую часть, Вторую часть)
Светомузыкальная композиция – это изменение под музыку в соответствии с художественным замыслом, цвета, размера, направления и формы луча света. При этом луч света должен быть видимым зрителю за счет отражения от его носителя – экрана или мелких частиц (например дыма или воды).
Как показала многолетняя практика — реализация идеи светомузыкальной композиции напрямую зависит от соблюдения законов перспектив и пропорций при расположении участвующих в ней приборов и объектов. Вообще-то упомянутые законы, как раз тем и хороши, что были найдены и установлены художниками и архитекторами на протяжении многовековой истории культурного развития человечества. И, главное — для большинства зрителей приятны на глаз и вызывают положительные эмоции.
Значит, построение светомузыкальной композиции начинается с изучения возможностей световых приборов, которые вы хотите в ней задействовать. Упомянутый в предыдущей статье «пистолет» (его размер примерно 25 на 5 на 7 см) если направить его луч в плоскость экрана, дает на нем видимый конус света высотой примерно два метра и шириной до 30 см. Дальше луч (как и положено по законам физики) становится шире и менее ярким. Этот луч может иметь четыре цвета, которые дополнительно можно смешивать между собой.
Ближайший стандартный размер баннера, использующегося в рекламной индустрии для рекламных стендов и подходящего для использования в качестве экрана (изначально он белого цвета) — 160 на 65 см.
Композиция из четырех таких экранов и 8 лучей позволяет построить достаточно большое число динамических картин из конусов лучей.
Ширина такой композиции при ее самом простом расположении, скажем «в ряд», занимает минимально 2 метра 60 сантиметров.
Это достаточно крупный объект, и его можно показывать большему числу зрителей. Для сравнения макет «Театра Света» — всего 120 см в ширину.
Для того, чтобы «погрузится» в световую картину, созданную на макете «Театра Света», то есть оказаться зрителем на самой выгодной точке наблюдения, достаточно было отодвинутся от него на 2 метра. При увеличении размеров объекта — я имею ввиду переход на композицию из экранов – законы пропорции требуют увеличения расстояния расположения выгодной точки наблюдения для зрителя до минимум 5 метров от экранов.
То есть с увеличением габаритного размера светомузыкальной картины, связанного с размерами используемого оборудования, изменились и требования к месту, где такое творчество может существовать.
Тут нужно заметить, что в годы существования макета мы привыкли репетировать у меня в квартире. Экраны с их появлением с трудом поместились в большей из комнат, но постоянно находится в ней не могли – слишком большая и громоздкая получилась конструкция для обыкновенной квартиры.
Вдобавок не смотря на существование понятия «квартирник», привести постороннего зрителя на репетицию или показ наших работ был весьма неудобным с многих точек зрения мероприятием.
И еще одна предпосылка требовала поиска места под Студию «Театра Света». Опять же как показала практика – чем больше и разнообразнее светового оборудования используется в программе – тем интереснее для зрителя получается шоу. Собранная за несколько лет коллекция современного оборудования требовала изучения, настройки, и репетиций использования.
Давайте попробуем рассчитать, что же должно представлять собой помещение, предназначенное для работ Студии «Театра Света».
Прежде всего, нужно рассчитать максимальную ширину конструкции из экранов, которой на сегодняшний располагает «Театр Света». Мы имеем 3 экрана размером метр на два метра (они считаются «большими»), 4 экрана 70 на 170 сантиметров и 4 экрана размером 50 сантиметров на 2 метра. Понятно, что такое количество предусмотрено для разных программ. Самая широкая композиция из экранов, предназначенная для концертной программы, будет занимать 5 метров 80 сантиметров, а самая узкая – не более трех метров в ширину.
Итак, одна из стен помещения, предназначенного для «Студии Театра Света», должна быть около 6 метров ширину.
Далее, как мы уже говорили, что для комфортного просмотра наших картин необходимо соблюсти законы пропорции и поместить зрителя не менее чем в 5 метрах от экранов. Это в свою очередь говорит о том, что помещение должно быть как минимум квадратным или чуть вытянутым в плане.
Наконец, высота помещения должна быть не менее трех метров, поскольку высота самых больших экранов у нас два метра.
Конечно в помещении не должно быть никаких колонн или перегородок. По сути — должен получится маленький зрительный зал.
Как показал опыт («сын ошибок трудных»), кроме размера помещения необходимо было учесть его расположение (транспорт и пешая доступность), возможность занимать его эксклюзивно (театральное оборудование и секция «вольной борьбы» или детская танцевальная группа, то есть «проходной двор» — понятия абсолютно не совместимые), контроль доступа в здание и помещение. Важно иметь возможность включать достаточно громко фонограмму (законы города Москвы в этом отношении жестко регламентирует время шума, если вы собрались шуметь в подвале или цокольном этаже жилого дома). Ну и еще несколько факторов типа — окна и возможность их затемнения, вероятность затопления (был вариант снять помещение под студию в подвале), расположение в здании (пятый этаж пешком, конечно «спорт»- но не добавляет творческого подъема) наличие адекватного электропитания, кто у вас соседи-арендаторы, цена аренды, взаимоотношения с арендодателем и прочие интересные моменты.
В конце октября 2024 года после ряда проб и ошибок я, наконец нашел подходящее помещение и договорился о заключении договора с 15 ноября 2024 года.