Студия «Театра Света». Предпосылки, создание, возможности.
Считается, что идею одновременного исполнения музыкального произведения и световой партии, то есть одновременного воздействия на органы слуха и зрения публики, предложил в самом начале двадцатого века русский композитор — Александр Николаевич Скрябин. Он написал поэму «Прометей», в которой была добавлена партия «luche» или партия света. А для практического осуществления этой идеи инженер А. Э. Мозер придумал световой аппарат, в котором с помощью электрических ламп можно было создавать свет разного цвета. Этой идее уже больше 100 лет.
Идее «Театра Света» и ее практической реализации больше 25 лет.
Для осуществления этой идеи в 1998 году, мною был построен макет театральной сцены с достаточно большим количеством источников света, который и стал нашим творческим инструментом. За время существования «Театра Света» было разработано несколько ключевых видов постановок – светомузыкальный концерт, тематическая постановка, композиция из светомузыкальных и литературных номеров.
За неимением других доступных средств творческого выражения, кроме как показать что-то зрителю на макете, и невозможностью перенести это в большой формат, например какой-то сцены или театрального зала, мы изредка выступали с макетом в случайном зале и больше занимались творчеством, чем маркетингом идеи «Театра Света».
Впрочем, информация о светомузыкальных спектаклях и нашей творческой деятельности так или иначе распространялась. Появились публикации в разных изданиях, сайт. Хорошую службу по популяризации информации о нас служат материалы различных конференций, в которых мы принимали участие.
Переломным моментом в определении вектора развития идеи «Театра Света» и способов ее приложения для меня стал 2018 год, когда в рамках одной из конференций, посвященных синтезу искусств и в частности — музыки и света, организованных Российским Институтом Истории Искусств (РИИИ), я познакомился с работами С.М.Зорина и вообще историей работ энтузиастов светомузыки Советского периода.
То что я видел собственными глазами было красиво, необычно, но ничтожно мало. Из двухчасового выступления Сергея Михайловича только минут 10 было занято показом работы его «Оптического театра». Все остальное ушло на лекционную часть, в которой докладчик рассказывал о своей достаточно интересной и продолжительной жизни. Сам показ работы «Оптического театра» был выполнен на нескольких слайд-проекторах советского образца, с дополнительной системой управления, которые кроме как рухлядью я бы не назвал, но которые представляли для изобретателя (я имею ввиду С. М. Зорина) ценность мобильного комплекта «Оптического театра».
История аппаратов Г.Гидеони, СКБ «Прометей», созданных ими для осуществления показа идей синтеза света и музыки, а это — предшественники Сергея Михайловича, так же весьма поучительна — в основном они пребывают либо в состоянии хранения, либо утрачены за невостребованностью и их существование могут подтвердить сохранившиеся рисунки, эскизы и фотографии. Аппарат Г.Гидеони в наше время существует в виде виртуальной 3-D модели, благодаря исследовательской и организаторской работе куратора РИИИ О.В.Колгановой, посветившей большое время изучению этого вопроса. Различные макеты и действующие модели СКБ «Прометей» периодически появляются на выставках при участии фонда «Прометей», оставшегося после смерти отцов-основателей СКБ и призванного популяризировать их, ставшую историей, деятельность. И пять же, все это представляет чисто исторический интерес.
Дело в том, что большинство идей, казавшихся необычными или перспективными в 20 веке при реализации, скажем, цветомузыкальной установки на базе цветного телевизора (СКБ «Прометей»), в 21 веке приобрели совершенно привычные очертания в виде развлекательной программы, рисующей на экране монитора компьютера затейливые узоры при одновременно воспроизведении музыки.
Все это привело меня к грустной мысли, что и перспектива коробки, напоминающей театральную сцену, набитую светодиодами, микромоторами, управляющуюся пультами с кучей кнопок и тумблеров и имеющую в моих глазах ценность макета «Театра Света» ожидает вместе с старением ее автора весьма плачевная учесть. А самое главное, что вместе с макетом так же умрет и прекрасная идея «Светомузыкального театра», синестетического перфоманса будущего, о которой мечтали, С.Н.Скрябин, Г.Гидеони, Группа ученых СКБ «Прометей», С.М.Зорин и многие известные писатели-фантасты прошлого века.
Нужно заметить, что в каждый период, в котором творили эти энтузиасты, они использовали технические средства, доступные для того времени. Оставленные ими потомкам приборы пережили своих изобретателей только потому, что были сделаны из наиболее доступных средств и материалов, а их назначение и конструкция были понятны широкой публике.
Следовательно, для преодоления создавшегося кризиса идеи, нужно придумать, как перенести наработанные художественные идеи и приемы в Театре Света на технические средства 21 века, доступные широким массам и легко повторяемые при наличии некоторых средств и общедоступных знаний.