Сценарий

Среди вопросов, которыми занимается наша творческая группа — есть вопрос почти научный. Как записать процесс создания наших концертных номеров? Конечно, можно что-то объяснить другому человеку по схемам расположения осветителей, монтажным и пультовым планам, показать видео съемку, наконец, но все это заканчивается объяснениями типа «этот луч, когда литавры» и фразой «дай я тебе покажу».
Чтобы популярно объяснить, чем мы занимаемся, а заодно, поделиться творческой энергией, мы решили опубликовать сценарий одного из наших любимых номеров. Обычно этой вещью мы открываем концерт. Это своеобразный пролог, поставленный на весьма популярную, благодаря передаче «Что? Где? Когда?», тему из вступления к музыкальной поэме Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра». Оригинал в исполнении Чикагского симфонического оркестра, под управлением Пьера Булеза звучит 1 минуту 45 секунд. При подготовке к постановке запись была подвергнута небольшой компьютерной обработке, так как нам хотелось немного подкорректировать исходный вариант. Получившуюся фонограмму (естественно, исключительно в целях ознакомления) можно скачать здесь (Рихард Штраус. Так говорил Заратустра.). Тем, кто не очень хорошо знаком с этой музыкой, мы настоятельно рекомендуем детально познакомиться с этим произведением, проанализировав «на слух» движения партий и мелодий.
Для того, чтобы записать сценарий мы решили действовать так же, как действуют сценаристы анимационных фильмов. Делается последовательность картин — будущих сцен постановки. Затем, принимая во внимание хронометраж фонограммы и характер музыки, выстраивается последовательность из картин, процесс смены которых программируется и репетируется в ходе постановки.Композиция, при всей кажущейся простоте, имеет ряд довольно сложных моментов. Условно ее можно поделить на две части. Первая — более простая, так как музыкальная тема в ней повторяется и более сложная, вторая, которая требует большей собранности и внимания от исполнителей.

Музыкальная тема начинается низкой, почти неразличимой нотой басового регистра органа.

Затем звучат три ноты восходящего мажорного аккорда

И боем литавр

и, наконец, следует «Апофеоз».Короткая восходящая тема

и финал

Мы надеемся, что предложенные фонограмма и последовательность фотографий помогут понять общий замысел данной композиции.

Безусловно, мы готовы более подробно рассказать о постановочных нюансах, но нам кажется, что здесь эта информация может только повредить делу. Ведь цель этих страничек — дать идею, подтолкнуть Вас, уважаемый читатель на творческие подвиги. Конечно же, если у Вас возникнут вопросы — обращайтесь.

Автор:  

Главный режиссер, художественный руководитель и идейный вдохновитель Московского Театра Света.