Публикации

Искусство звука и света

Публикация в сборнике материалов Международной научно-практической конференции “Искусство Звука и Света”. Министерство Культуры Российской федерации. Российский институт Истории Искусств. Санкт-Петербург, 17-18 октября  2018 г. Редактор составитель – О.В.Колганова УДК 781.9 ББК 85.31 ISBN 978-5-86845-233-8

Стр 61. Алексей Голтыхов. Московский “Театр Света”: идея, концепция, реализация.

Московский «Театр Света»: идея, концепция, реализация

Московский «Театр Света» был создан в начале 1990-х годов. Театр – потому что синтез света и музыки, по большому счету действия и ощущения, невозможен без творческого участия человека. Именно творческая составляющая позволяет говорить об искусстве синтеза света и музыки как о полноправном, футуристическом искусстве, воспетом классиками научной фантастики и неизменно вызывающем интерес широкой современной публики.

Смысл нашей художественной деятельности состоит в создании и показе зрителям различных сочетаний движения световых лучей под музыкальный аккомпанемент. За время представления мы демонстрируем публике серию «живых» картин, каждая из которых несет в себе определенную логику и содержание и, которые, как правило, объединены одним сюжетом.

Светомузыка будит воображение, творческое начало в человеке, не позволяя зрителям быть пассивными наблюдателями. Она заставляет спорить, сопереживать, предлагать собственное толкование увиденного, а значит – помогает наяву оказаться внутри необычного, волшебного мира.

Наше творчество собирательно. При подготовке постановок мы пользуемся знаниями из различных областей художественного творчества – композиция, перспектива, анимация, звукорежиссура, различные направления живописи, музыка, литература и многие другие. У каждого из актеров нашего театра есть музыкальное образование.

Первая конструкция сцены для «Театра Света» была выполнена осенью 1998 года. Она стала технической базой для наших начальных постановочных экспериментов. Одновременно проводилась разработка световых пультов, позволявших получить максимально простое и универсальное управление яркостью, направлением и движением светового луча. Получился своеобразный «кукольный театр» в котором публика не видит действия актеров но получает эмоциональный заряд через движение и поведение неодушевленных предметов – в данном случае световых лучей.

Первое выступление театра состоялось 20 марта 1999 года. Был исполнен светомузыкальный концерт «Музыка и Свет», состоящий из десяти различных по жанру и стилю композиций. В дальнейшем концерт несколько раз перерабатывался и дополнялся новыми номерами. В итоге изменилось и его название – «Образы Света».

В течение последующего периода «Театр Света» выступал перед различной публикой, развивался, постепенно модернизировалось и наше техническое оснащение. В периодических изданиях появились первые публикации о театре (в частности, в журнале «Империя Света». №21. Июнь 2005 г.) .

Весной 2009 года к десятилетию театра после серьезной реконструкции театральной сцены мы впервые представили публике тематический спектакль, поставленный на музыку к опере Дж. Бизе «Кармен». Зрители увидели 12 светомузыкальных картин к самым популярным музыкальным номерам этой оперы. В том же году появляется публикация о «Театре Света» в журнале, посвященном световому дизайну и светотехнике – «LUMdecor-эстетика света» (№ 15, Март 2009 г.). Благодаря одному из старейших московских мультимедиа издательств специально к этому юбилею небольшим тиражом вышел в свет первый DVD-диск с работами театра. На диске размещены любительские записи наших выступлений с программой «Образы света», записанные в 2007–2008 гг. и скомпонованные в виде видеоверсии оригинального концерта.

20 марта 2012 года состоялась премьера светомузыкальных композиций на музыку Антонио Вивальди «Времена года».

13 января 2018 года состоялась еще одна долгожданная премьера – наши зрители увидели обновленный светомузыкальный концерт «Образы Света». Этой постановкой мы, по сути, восстановили творческую мастерскую нашего театра, представляя на суд зрителя наиболее удачные эксперименты и технические новшества. Двенадцать номеров светомузыкального концерта, охватывающих ретроспективу светомузыкальных постановок театра, сопровождает виртуальный конферансье – некий Светослав Светушкин, рассказывающий интересные факты о музыкальных композициях, используемых в концерте. С помощью микрокомпьютеров к каждому из номеров концерта были подготовлены свои декорации. В качестве дополнительных средств художественной выразительности использовались световые сканнеры. Представление получилось динамичным и современным.

В настоящее время репертуар театра насчитывает три светомузыкальные композиции: «Времена года» на музыку А. Вивальди, «Кармен» на музыку Ж. Бизе и светомузыкальный концерт «Образы Света».

Aleksey Goltykhov (Moscow)

Moscow “Theater of Light”: Idea, Concept, Realization

The Moscow Theater of Light is an example of the practical implementation of the task of synthesizing light and music. Light rays to music perform in the scenic space, as characters visible to the public, and actors, through manual control, make these characters animate. The performance is conducted according to the previously rehearsed score in accordance with the screenplay. The presentation consists of a series of light-music pictures, united by an artistic theme.

For the practical implementation of such an idea, it was required to solve ideological, organizational, technical and artistic problems and tasks. The report details the process of solving the above problems, which has become in fact a twenty-year history of the theater. The artistic part – repertoire, history of productions, sketches, score will be described and shown. And the technical part –  control panels of light, logic, roles and features of the work of actors. Finally, as an illustrative illustration will be shown excerpts of videotapes of action.

Московский «Театр света» является примером практической реализации задачи синтеза света и музыки. Световые лучи под звучание музыки выступают в сценическом пространстве в качестве видимых публике персонажей, а актеры, посредством ручного управления делают эти персонажи одушевленными. Выступление проводится по заранее созданной партитуре, исполняется в соответствии со сценарием и состоит, как правило, из серии светомузыкальных картин, объединенных одной темой. Для практической реализации такой идеи потребовалось решить идеологические, организационные, технические и художественные проблемы и задачи. В докладе подробно рассказывается о процессе решения перечисленных проблем на протяжении двадцатилетней истории театра. Будут описаны и показаны художественная часть (репертуар, история постановок, эскизы, партитуры) и техническая часть (пульты управления светом, логика построения, роли и особенности работы актеров). В качестве наглядной иллюстрации будут показаны фрагменты видеозаписей выступлений.