И вновь о Большом инструменте Театра Света.
Вторая половина Августа.
Тихий загородный вечер. Мягкое закатное солнце не спеша садится за макушки леса.
А у меня — самая работа. Впервые я собираю Большой световой инструмент Театра Света, чтобы попробовать его во всем великолепии. Проверить, как он будет смотреться не частями, не отдельными компонентами, а целиком. Почему за городом? Ну во — первых в Москве летом жарко и душно, а во – вторых, получившаяся конструкция нигде из доступных мне помещений, не помещается. Проходящие мимо соседи, конечно интересуются – что это будет? А я и сам не знаю. Но в предвкушении нового и интересного зрелища зову их посмотреть на результат, когда все будет готово и окончательно стемнеет.
Вся первая половина августа была посвящена программированию системы управления фоном. Это четыре вертикальных экрана, которые на фотографии сейчас подсвечены зеленым. Очень просто – ноутбук, компактная MIDI клавиатура, программа по управлению и визуализации световой картины и спокойная, практически ежедневная, работа вечерами по созданию живой светомузыкальной программы. Как я уже упоминал, цифровые технологии дают много дополнительных возможностей и одна из них – сразу увидеть на экране как будет работать реальное световое оборудование. Нажатие кнопки на MIDI клавиатуре — и в миниатюрном виртуальном пространстве -«Scene stage» — на экране ноутбука появляются световые лучи так, как они включатся на настоящем оборудовании. Варианты программирования – безграничны. Но задача — сделать так, чтобы под фонограмму световыми лучами было управлять удобно и интуитивно понятно. И вот программы готовы, известно что и когда нажимать и все это надо наконец попробовать.
Солнце неумолимо заходит.
Темнеет, а мне нужно еще все соединить тем самым DMX кабелем, по которому идет цифровое управление и судя по всему – срочно спаять еще один, недостающий, кусок этого кабеля…
К сожалению (а на самом деле – к счастью), основной средой, объектом на котором до сих пор было возможно создание и исполнение светомузыкальных композиций для Театра Света являлся макет театральной сцены, созданный более 20 лет назад. Неоднократно модернизированный, обладающий постановочными возможностями, сравнимыми с возможностями хорошо оснащенного профессионального театра, он, увы, имеет весьма ограниченные перспективы к показу.
Более того, с годами работы все чаще приходит мысль, что многие интересные модели, световые «органы», цветовые пианино и другие, уникальные световые устройства, придуманные замечательными изобретателями, оказались зависимы от них. И вместе с уходом изобретателя, его детище за неимением понимания у широких масс, как управлять этой штукой, и что с ней вообще можно делать, так же предавалось забвению.
Понимая все это, мы задумались о поиске способов перенести, адаптировать, созданные с помощью макета светомузыкальные композиции в наш реальный мир, используя профессиональное оборудование и современные технологии.
Постановки Театра Света записаны на видео. Имеют множество эскизов и схем, созданных при их подготовке. И в конечном счете вполне могут быть повторены в качестве светового шоу с использованием современных профессиональных приборов. А вот как управлять этим оборудованием так, чтобы не потерять творческие идеи и приемы, наработанные в нашем театре?
Мы решили заменить наши аналоговые пульты, там где можно, на управление с помощью компьютерных программ по признанному в качестве общего стандарта протоколу управления театральным светотехническим оборудованием — DMX512. Именно такой протокол управления встроен в любое профессиональное современное световое оборудование. А там, где нельзя – на цифровые пульты собственной разработки, но с тем же протоколом управления. Для того, чтобы использовать новые принцип и систему управления в макете Театра Света мы используем специальные контроллеры.
Одновременно мы решили разработать «Большой световой инструмент» с которым можно было бы вступать в различных залах, возможно вместе с живыми артистами, а в качестве источников света для него мы решили использовать профессиональное и полупрофессиональное оборудование, использующее мощные светодиоды с различными характеристиками – линейки и прожектора заливающего света, приборы с четкими и размытыми очертаниями лучей.
Один из главных приемов, использующихся в постановках Театра Света — быстрое переключение световых лучей. Всего 20 лет назад, для того чтобы быстро зажечь и погасить навороченный световой прибор –«голову», а еще лучше – «мигнуть» им, на нем закрывали специальную шторку внутри прибора, чтобы не испортить дорогую лампу накаливания, быстро ломающуюся из-за кратковременного включения и выключения. Еще хуже обстояло дела с управлением именно театральными приборами. А вот светодиодные приборы (мы проверили) совершенно не боятся быстрых включений и выключений. А значит – подходят для реализации задуманных идей. Светодиод, даже мощный по своей характеристике имеет очень небольшие требования по мощности питающего его электричества. В то время как для старого типа оборудования требуется наличие источника электропитания с с большой мощностью.
В качестве носителей, а вернее способа отражения света было предложено использовать несколько экранов с разными характеристиками.
Мы уже писали о первых экспериментах по созданию Большого инструмента Театра Света. В ходе его создания мы стали исследовать вопрос о том, способны ли относительно доступные простому смертному современные пульты и системы управления светом повторить основные творческие идеи и приемы, разработанные для исполнения светомузыкальных композиций на макете в Театре Света.
После ряда практических экспериментов мы смогли создать набор оборудования, позволяющий с помощью стандартных готовых устройств получить систему управления света с необходимыми нам характеристиками. В качестве системы управления фоном используется ноутбук, стандартный контроллер преобразующий сигнал от компьютера в DMX512 и MIDI клавиатура с большим числом кнопок.
Для создания образов основных персонажей используется так же стандартные MIDI клавиатура, контроллер на основе микрокомпьютеров серии Arduino и плата управления DMX512, способная управлять несколькими десятками ярких светодиодов.
Все эти устройства доступны на рынке, обладают умеренной ценой и готовыми инструкциями по эксплуатации и подключению.
Уникальными в описываемой технологии являются принципы управления и программирования конкретного оборудования. Причем сам процесс программирования так же общедоступен и хорошо документирован. Так, для создания «темноты» используется всегда одна и та же клавиша вне зависимости от программы. Клавиши, которые в момент исполнения световой партии необходимо быстро переключать, программируются максимально удобно «под руку» исполнителя (примерно так же, как делается аппликатура у пианистов). Как выяснилось, можно и нужно для экономии времени использовать программу визуализации, которая помогает достаточно хорошо проработать смену фонов и движения отдельных лучей.
Что же касается создания образа основного персонажа (под него выделен специальный экран в центре с 36 лучами для имитации партии солирующей скрипки), то здесь за счет уникального контроллера нашей разработки и MIDI клавиатуры на которой клавиши расположены, как в пианино, практически полностью достигается эффект игры на музыкальном инструменте, с той лишь разницей, что нажатию клавиш соответствуют не звуки, а включение определенных лучей света. А их яркость и эффект вибрации создаются за счет дополнительных ползунковых переключателей. Но, главное — этот пульт так же может работать с профессиональным оборудованием, поскольку выдает на выходе все тот же сигнал DMX.
Солнце село. Сумерки достаточно сгустились. Итак, наступает торжественная минута – первое включение. Я загружаю одну из программ световой композиции, нажимаю кнопку на MIDI пульте, которая, я точно знаю, включит довольно полный свет, и …. Все работает!!
После запуска первой же программы выяснилось, что реальное оборудование все-таки работает иначе, чем компьютерная модель. Желтый цвет, хорошо видимый на экране компьютера, по факту отдает в красноту и требует небольшого исправления в уже готовой программе. Компьютерная прорисовка не дает полутонов, которые способно показать реальное оборудование. Многие сочетания цветов, привлекательно смотрящиеся на компьютере, в реальном виде дают совершенно противоположное впечатление. Но это — исправления, а не — «создание за ново». Это опыт, которого как известно «бесполезного не бывает» и ради которого мы пошли по этому новому направлению.
Получившийся в Театре Света комплекс из светового оборудования и системы управления мобилен, не требует больших затрат по подготовке к выступлению и может быть использован как для самостоятельного выступления, так и вместе с небольшим музыкальным коллективом или солистом. Все зависит от идеи программы выступления. Если для демонстрации светомузыкальной композиции макета Театра Света были желательны небольшие залы до 80 мест, то Большой светомузыкальный инструмент можно показывать в средних и даже больших залах. При этом технический райдер для выступления весьма скромен. Как я уже упомянул в начале статьи, использование оборудования на основе светодиодов не требует большой энергетической мощности и позволило уложится в общую мощность всего комплекта примерно в 1Квт, что соответствует среднему современному обогревателю, а значит — наш светомузыкальный комплекс возможно использовать практически в любых бытовых условиях.
В настоящий момент на базе Большого светомузыкального инструмента осуществляется постановка самостоятельного светомузыкального концерта. В его программу вошли популярные классические произведения для скрипки с оркестром, причем часть номеров была поставлена в рамках творческих экспериментов разных лет для других спектаклей Театра Света.
Но главное, мы поняли, что возможность адаптации старых светомузыкальных номеров для выступления на профессиональном оборудовании открывает большие перспективы для популяризации и распространения идеи Светомузыкального Театра а так же сохранения и приумножения накопленного творческого опыта.
Алексей Голтыхов
P.S. Ну и в заключении этой статьи — первая съемка работы «Большого светового инструмента».