О дымах…
Значит, “о дымах”.
Помните Аллу Борисовну? “Ледяной горою айсберг из тумана вырастает…” Она – посредине сцены, а вокруг нее – клубы дыма: Белые клубы тяжелого дыма, плавно текущего откуда-то сбоку, из-за кулис и стелящегося по сцене к зрителям на первом ряду.
Помню, как я наблюдал процесс подготовки такого дыма, оказавшись перед спектаклем в Московском Детском музыкальном театре Н.Сац. Двое мужиков проволокли мимо меня здоровущий и явно тяжелый бидон из-под молока, поставили в кулисах и установили вместо крышки вентилятор с рупором. От вентилятора тянулся проводок….
Делали это тогда так. Брался “сухой лед”, то есть замороженный углекислый газ. Простому смертному эту штуку можно было раздобыть у знакомого продавца мороженного. Мобильных электрических холодильников было мало. Мороженное, если помните, продавалось из таких больших белых тумб, в которые продавец заранее клал для поддержания холода куски этого самого льда. Давно известно, что замороженный углекислый газ обладает интересным свойством. Имея весьма низкую температуру испарения при температуре в плюс двадцать градусов, он начинает сразу испаряться, минуя жидкое состояние. Поэтому такой лед стал идеальным холодильником для продажи мороженного. Кому интересно вылавливать для покупателя мороженное из холодной жидкости? А кто-то подметил, что при быстром нагреве холодного льда газа становится много – получается белый дым. Вдобавок – он тяжелее воздуха. Вот и изобрели много лет назад “генератор” тяжелого дыма – в сосуд клался сухой лед, который в нужный момент быстро нагревали. Получившийся углекислый газ нагнетался на сцену тем самым вентилятором, с рупором. Вдобавок, это было почти безопасно – углекислый газ – часть выдыхаемого нами воздуха.
Теперь понятно как получалась сцена с “айсбергом”, увековеченная даже в “Ну, погоди!”?
Современные дымовые машины работают по аналогичному принципу, но используя другой химический состав. Имеется нагревательный элемент, иногда – один или несколько вентиляторов, а вместо сухого льда в общем случае используют смесь глицерина и воды в определенной пропорции.
Основная задача современных производителей дымов – сделать все, чтобы получающийся дым был как можно более безопасен как для зрителей, так и для артистов, и, кроме этого, не сильно снижал долговечность театральной техники. Несмотря на интересные идеи (например, ароматизаторы дымов) как человек, реально почувствовавший, что такое “работа в дыму” могу сказать, что больших сдвигов в этом направлении нет. Да, за счет специальной очистки и разных “know how” жить и работать на сцене стало легче, но все равно – дым он и есть дым.
Современный дым – это взвесь из мелких частичек, оседающих на всем, что в нем побывало, в виде тончайшей пыли, но за счет своих свойств менее губительный (в отличие от, например, водяных или химических паров) для механики и совместимый с электричеством.
Общая информация о театральных дымах такова. Дымы делятся на группы в зависимости от поведения в атмосфере. Тяжелый, средний, легкий. Легкий – легче воздуха, тяжелый – близок по поведению к вышеописанному примеру про “айсберг в океане”. Средний – сами понимаете.
Интересны модификации современных приборов. Их различают, во-первых, по работе с тем или иным типом дыма, во – вторых, по объему пространства, которое данный прибор гарантированно заполнит дымом за определенное время.
Последняя характеристика иногда является решающей в выборе модели, поскольку режиссеру-постановщику важно знать: сколько необходимо выделить времени на подготовку задуманной сцены.
Управление дымами – весьма серьезный вопрос. Много дыма – плохо, надеюсь можно не объяснять почему. Мало и не по всему желаемому объему – объемная световая картина, ради которой и тратится столько усилий, теряет яркость, а где-то и вовсе не проявляется. Вдобавок многое зависит от места, в котором ставится сцена.
Одним из примеров хорошо организованной постановки дымов можно назвать то, что сделано в московском концертном зале “Россия”. На концертах дым – машины чаще всего устанавливаются в кулисах ближе к авансцене. Их активная работа видна между номерами, чтобы не мешать артистам и не отвлекать зрителя в момент исполнения номеров. А за счет использования особенностей вентиляции этого зала дым медленно уплывает за колосники над сценой, почти не мешая артистам и совсем не попадая в зал.
В нашем театре процесс работы с дымами довольно прост. Так как мы не связаны необходимостью освещать что-либо или кого-либо и нас интересуют, прежде всего, световые картины, мы используем стандартные генераторы легкого дыма в сочетании с локальными вентиляторами для того, чтобы быстро получить однородную массу на сцене. Дым – машины легкого дыма установлены по бокам на сцене перед осветительными фермами, а на самих фермах установлены дополнительные вентиляторы, которые гонят поднимающийся вверх дым вниз и обеспечивают его быстрое и однородное размешивание в пространстве сцены.
Интересно, что плоскость “гонения” дыма иногда бывает полезно менять. Это позволяет получать дополнительные “спецэффекты”.
То, что получилось, Вы можете увидеть на нашем сайте (см. “Сценарий“) и, конечно же, на наших концертах.
Алексей Голтыхов