Светомузыкальные иллюстрации на музыку к опере Бизе «Кармен»
Премьера светомузыкальной постановки
к сценам из оперы Дж. Бизе «Кармен» состоялась 21 марта 2009 года.
Выбирая классическое произведение, для которого нам интересно было бы создать светомузыкальные иллюстрации, мы не случайно остановились на «Кармен».
Популярный, ставший нарицательным сюжет. Богатейший музыкальный материал -партитуры оперы, Кармен-сюит Бизе и Щедрина.
В процессе работы над музыкальной основой для создания светомузыкального представления мы решили выполнить достаточно сложную задачу. С одной стороны, нам хотелось использовать наиболее популярные музыкальные темы, с другой – максимально сохранить логику и последовательность их представления зрителям, опираясь на сюжет Проспера Мериме и либретто оперы.
В результате у нас получилось некое подобие светомузыкальной картинной галереи, иллюстрирующей наиболее значимые и известные сцены этих произведений. Большей частью в основу нашего представления вошли музыкальные отрывки из оперы Кармен, которые мы дополнили номерами из Кармен-сюит.
История оперы Кармен ярка и трагична. Бизе начАл работать над оперой «Кармен» в 1874 г, взяв сюжет из одноимённой новеллы французского писателя Проспера Мериме (1803-1870), написанной в 1845 году. Авторами либретто стали опытные литераторы А. Мельяк и Л. Галеви. Хозе, изображённый писателем как мрачный, гордый и суровый разбойник, в опере приобрёл другие черты: крестьянский парень, ставший драгуном, он показан простым, честным, но вспыльчивым и слабохарактерным человеком. Образ волевого, мужественного тореадора Эскамильо, едва намеченный в новелле, получил в опере яркую, сочную характеристику. Существенно изменён и облик главной героини. Хитрость, воровская деловитость – эти черты Кармен из новеллы Мериме устранены. Бизе облагородил её характер, подчеркнув прямоту и независимость поступков; его Кармен – воплощение женской красоты и обаяния, страстного свободолюбия и смелости. И, наконец, раздвинув рамки повествования, авторы оперы ввели колоритные народные сцены. Жизнь темпераментной пёстрой толпы под жгучим солнцем юга, романтические фигуры цыган и контрабандистов, приподнятая атмосфера боя быков придали трагическому сюжету оптимистическое звучание. Премьера «Кармен» состоялась в Парижском театре Комической оперы («Опера комик») 3 марта 1875 г. и успеха не имела. Для самого Бизе ее провал стал началом серии роковых событий. Размышляя над историей постановок и признания этой великой оперы, нельзя не вспомнить пророческую оценку оперы «Кармен» Петром Ильичом Чайковским. «Опера Бизе, — писал он, — шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире».
Постановка.
Постановочные решения для светомузыкальных композиций на музыку оперы Бизе «Кармен» в 2008 году стали во многом инновационными для нашего театра.
Собственно постановочная идея светомузыкальных иллюстраций к опере «Кармен» состояла в отображении с помощью различных по расположению, компоновке, цвету и направленности, групп световых лучей партий струнных, басовых струнных ( виолончели, контрабасы), духовых групп и сольных инструментов, имеющихся в музыкальной партитуре оперы. Кроме оркестровых партий мы учли необходимость имитаций женских и мужских вокальных партий хора и солистов. Все эти световые партии композиционно и геометрически должны были представлять законченные световые картины.
Самым необычным в процессе постановке и репетиций светомузыкальных композиций оказалась возможность не просто имитировать движение музыкальных партий с помощью световых лучей, повторяя музыкальные партии, но и создавать мизансцены, создающие атмосферу реальной театральной постановки. Часть сцен получилась классическими иллюстрациями, световыми картинами к музыкальной основе. Но в постановочных сценах, основывающихся на отрывках фонограммы оперы, нам удалось сохранить атмосферу театральных сцен.
Последовательность исполнения сцен светомузыкального шоу согласуется с либретто оперы. Мы подобрали музыкальные фрагменты таким образом, чтобы зритель, не знакомый с творчеством Бизе, посмотрел светомузыкальные композиции к наиболее ярким фрагментам из оперы, не утомляясь обилием классической музыки, а более искушенный — не смог обвинить нас в поверхностном знакомстве с этим произведением. Одной из трудных задач при выборе музыкальных фрагментов оказалось, с одной стороны – сохранить в оригинале наиболее значимые и известные сцены из оперы, а с другой – не утомить наших зрителей большим количеством речитативов и оперных сцен. В результате некоторую часть из отобранных сцен фонограммы оперы пришлось специально корректировать.
Светомузыкальные иллюстрации.
Так как в основу нашей композиции лег сюжет оперы «Кармен», мы решили привести выдержки из ее либретто для того, чтобы зрителям было понятно, для каких именно сцен из оперы мы подготовили светомузыкальные картины.
I
В начале зрителю представляется световая иллюстрация к увертюре оперы.
II
Первое действие начинается на площади в Севилье. Знойный полдень. Происходит смена караула, во время которой группа уличных мальчишек изображает из себя солдат. Для музыкальной иллюстрации этой сцены мы использовали марш солдат из Кармен – сюиты, а для последующих сцен – отрывки из оперы.
III
Группа юношей собралась на площади и ожидает, когда на сигаретной фабрике, расположенной невдалеке, начнется перерыв. Вот появляются девушки, но все ждут появления самой яркой и привлекательной из них – Кармен.
IV – VI
Оркестр возвещает о появлении Кармен коротким вариантом темы её судьбы. Вот появляется она сама. Она флиртует с юношами и поёт. Звучит знаменитая хабанера («L`amour est un oiseau rebelled» — «У любви, как у пташки крылья»).
Сцена заканчивается вместе с логическим и музыкальным окончанием этого действия в опере.
VII
Бизе очень часто использует прием чередования яркой и динамичной сцены с лирическим дуэтом или адажио. После явления зрителю Кармен происходит сцена встречи Хозе и Микаэлы. У нее письмо к нему от его матери и гостинец – хороший повод для очень лиричного дуэта («Parle moi de ma mere» — «Что сказала родня?»).
Решив повторить удачный прием великого композитора, но боясь утомить публику большим объемом вокальных номеров, мы использовали музыку Адажио из Кармен – сюиты.
VIII
На фабрике слышится ужасный шум, и работницы выбегают на улицу. Капитан Цунига, пытаясь навести порядок, выясняет, что причина паники — Кармен: она набросилась на одну из девушек и полоснула её ножом. Он приказывает дону Хозе арестовать виновницу, привести её к нему на разбирательство в казарму и сторожить её, пока он не решит, что с ней делать.
IX
Оставшись одна с доном Хозе, Кармен решает завоевать сердце молодого солдата пьянящей сегидильей («Pres de la porte de Seville» — «Близ бастиона в Севилье»). В ней она обещает петь и танцевать для него – и любить его! – в одном кабачке близ Севильи, если он отпустит ее.
Х
Кабачок близ бастиона в Севилье. На сцене появляется популярный атлет. Это Эскамильо, тореадор. Он поёт знаменитые «Куплеты тореадора» («Vorte toast, je peux vous le render» — «Тост, друзья, ваш я принимаю»). Все посетители хором присоединяются к нему.
XI-XII
Дикая гористая местность. Ночь. Контрабандисты расположились на короткий привал среди гор. Звучат тема и хор контрабандистов.
XIII
Площадь перед цирком в Севилье. Все в праздничных одеждах; все готовы насладиться великолепным представлением Эскамильо на арене. Знатные дамы, офицеры, простолюдины, солдаты – кажется весь город собрался, желая увидеть бой быков. Музыкальной основой для этого номера послужила одна из частей Кармен — сюиты Бизе.
XIV
Кармен собирается посмотреть представление Эскамильо. Она очарована им и забыла о Хозе. Неожиданно появляется Хозе. Он бросается к Кармен и заклинает её вернуться к нему. В ответ – её твёрдый отказ. Ещё одна мольба – и вновь в ответ лишь презрение. Потерявший рассудок, дон Хозе угрожает Кармен кинжалом. Она отчаянно пытается скрыться от него, но в тот момент, когда толпа в театре с восторгом приветствует победителя – Эскамильо, дон Хозе здесь, на улице, вонзает кинжал в потерянную им навсегда возлюбленную.
Для этой кульминационной сцены мы использовали музыку из Кармен – сюиты Родиона Щедрина.
Прекрасно понимая, что светомузыкальное шоу вряд ли можно сравнивать с классическими произведениями, мы, тем не менее, надеемся, что созданное нами шоу подтолкнет наших зрителей к более внимательному знакомству прекрасных литературных и музыкальных шедевров, каковыми, безусловно, являются новелла Проспера Мериме «Кармен» и бессмертная опера Джорджа Бизе с одноименным названием.