Театр Шекспира.
Если пойти пешком по набережной Темзы от вокзала Чаринг-Кросс в противоположную сторону от знаменитых Биг-Бена и Парламента, то через двадцать минут спокойной прогулки вы придете к одной из достопримечательностей Лондона, которую наперебой советуют посетить практически все путеводители — вантовый пешеходный мост «Миллениум». Этот мост изящной конструкцией соединил два берега Темзы и, как утверждает Википедия, стал одним из немногих масштабных сооружений, которые были построены в столице Англии в связи с наступлением третьего тысячелетия.
Забравшись по ступенькам на мост и пройдя до его середины — оглянитесь. Один из концов моста создает иллюзию «дороги к храму» – в конце перспективы виден кафедральный лондонский собор Святого Павла, а другой – упирается в странного вида здание, с высокой башней посередине. Это музей современного искусства «Тейт модерн». Так архитекторы смоли соединить древнее и современное, искусство и культуру…
Если смотреть с моста – слева от «Тейт модерн», посреди довольно мрачной, выдержанной в темных тонах архитектуры набережной Лондона, можно увидеть необычной формы белое здание с коричневыми линиями на стенах. Это – лондонская реконструкция театра Шекспира, о котором и пойдет речь в этой статье. Белое здание плотно окружено несколькими приземистыми крышами, в которых при ближайшем рассмотрении угадывается музейный комплекс, призванный обеспечить посетителя современным уровнем комфорта.
Сам же Шекспировский театр, которому в свое время было дано имя «Глобус» за почти круглую в разрезе восьмигранную архитектуру, является точной копией здания, построенного для театральных представлений (вдумайтесь!) четыреста лет назад.
Решив прикоснутся к истории мирового театра, я купил входной билет, а увиденное и услышанное на экскурсии показалось настолько родственным нашим скромным театральным экспериментам, что я решил, пока еще свежи впечатления, написать эту статью.
Если вспомнить историю вообще, то сначала были так называемые площадные театры. На площадь приезжала длинная телега, в лучшем случае — с ровным настилом, изображающим подобие сцены, и комедианты разыгрывали на них более или менее интересные сюжеты на потеху толпе. Очень напоминало современный телевизионный «Стендап», часто выдаваемый за юмористическую передачу. Если кто-то не смотрел – и не рекомендую. На скудно освещенную сцену выходят один или несколько человек. Люди без грима, не подходящие к роли, выкрикивают что-то в зал, часто кривляясь. Зал иногда смеется. Не хватает только мальчика с шапкой, бродящего по толпе, в которую зрители всего этого шоу иногда кидают мелкие монеты. Декораций нет. Грим минимален. Шутки и драматургия оставляют желать лучшего.
Так вот, «Глобус» был одним из первых стационарных деревянных театров. То есть местом, специально предназначенным для представлений. Интересно, что построен был театр на деньги нескольких пайщиков (среди них был и Шекспир), которые получали прибыль от представлений. Остальные актеры и музыканты были наемниками и работали за фиксированную плату. Вторым и главным новаторством театра Глобус были пьесы, которые в нем представляли публике. Вильям Шекспир, даже спустя четыреста лет известен и актуален. Его произведения не только стали классикой, но и часто цитируются. И связано это, прежде всего, с гениальностью его сюжетов и неповторимой драматургией. «Сон в летнюю ночь», «Ромео и Джульетта», «12 ночь», «Гамлет» — вот весьма не полный список произведений, который сходу может вспомнить среднестатистический культурный россиянин.
Но перечнем названий спектаклей дело не заканчивается. Шекспир и его пьесы до сих пор популярны. В Москве, например, в метро ходит специально оформленный поезд – «Шекспировские страсти». И во время поездки по Арбатско — Покровской линии можно прочитать различные переводы известнейших шекспировских фраз и даже подивится статистике, например — сколько раз повторяется слово «любовь» в шекспировских произведениях. Редкий студент театрального вуза не сможет сказать, что он не играл Шекспира в учебных спектаклях, многие столичные и не только, театры могут похвастаться наличием в своем репертуаре произведений Шекспира. Впрочем, позвольте сказать «спасибо» не одному поколению отечественных писателей и переводчиков, обогативших русскую культуру гениальными переводами шекспировских произведений и давших таким образом возможность осмыслить и сыграть его произведения на понятном нам языке.
Но, возвратимся к Шекспировскому театру. По сути «Глобус» — был театром инноваций (вот почему мне показалось, что мы можем позволить себе опубликовать на своем сайте про него материал). Основной идеей, привлекавших зрителей были сюжеты, повороты и драматургия представлений. Но не малую роль играла и организация культурного пространства. Повторю, «Глобус» был одним из первых стационарных театров. Таким образом, зритель всегда знал – где, когда и что будет исполняться (в отличие от площадных представлений, застать которые, можно было лишь «по случаю»). Театр был деревянным, практически круглым в разрезе и крыши, в современном понимании этого слова, не имел. За свою, почти сорокалетнюю историю, он несколько раз разбирался, восстанавливался или перевозился на новое место. Три галереи с сидячими местами, обращенные к сцене, были прикрыты соломенной крышей. Театр имел сцену и пространство за сценой для актеров, галереи со зрительскими местами для зажиточных горожан и ложи для знати. Перед сценой, на земляном полу располагался партер для бедноты. Партер был «стоячим» и в нем категорически запрещалось сидеть.
Сцена относительно пола партера была приподнята почти на метр. В ложах для богатых зрителей на стенах имелись гобелены, на полу – камышовые циновки, что являлось тогда атрибутами роскоши. На сцене имелись три выхода из закрытого пространства для артистов за сценой. Над сценой посередине имелся балкон для музыкантов, а справа и слева от него располагались балконы для высших вельмож с самыми дорогими местами. В полу сцены были оборудованы люки для появления действующих лиц из-под «чего-либо» – воды или земли. Если герой появлялся «с неба» могли использоваться тросы и веревки. А вот верхней механики в современном понимании не было и в помине, равно как и задников, кулис и прочих декораций.
Туалетов, в современном понятии этого слова, в театре не было. Публика входила через несколько дверей, которые прикрывались на время представления, что повышало внимание к пьесе и общую атмосферу в зале. На представления продавались билеты, разные по цене в зависимости от места в зале. Средняя цена их была достаточно дорога для того времени. Для знатной публики, кроме игры актеров в театре появилось новое развлечение – «показать себя и рассмотреть других».
Декорации в «Глобусе» были минимальны. На сцену могли быть вынесены мебель, утварь, небольшие конструкции. Впрочем, известен случай, когда искры из выстрелившей на сцене небольшой пушки (шел спектакль «Георг IV») подожгли крышу над зрителями, здание театра сгорело, но в результате пожара никто не пострадал, поскольку зрители успели выйти из горящего строения через многочисленные двери.
Спектакли «Глобуса» , в отличии от площадных представлений, имели логику — начало, перерывы и конец. Многие театральные сцены, штампы, образы, эффекты, ставшие привычными в наше время, либо не существовали, либо выглядели совершенно иначе. Например, знаменитая сцена на балконе между Ромео и Джульеттой «в оригинале» выглядела совсем не так, как представляют сейчас многие зрители. Крыша над сценой выполнена в виде двускатной конструкции, в середине которой находится окно, в котором и помещался актер, исполняющий роль молодой девушки.
Да, уважаемый читатель, я не ошибся — ВСЕ роли (и мужчин и женщин) в гениальных Шекспировских спектаклях в то время исполняли только мужчины.
Современный зритель многому бы удивился, попади он в «Глобус» четыреста лет назад. Например, тому, что в театр нужно идти днем (а не вечером) поскольку театрального освещения тогда не существовало. Как известно, многие сюжеты у Шекспира проходят в разных местах (Верона, Дания, Иллирия) в разное время дня и ночи. Поэтому актеры вынуждены были просто объявлять публике «В Вероне настала ночь» если этого не было в тексте у автора. Как говорится, кто услышал – тот молодец. Вдобавок театр ни как не отапливался и практически был сезонным. Кстати, и в наше время в современной реконструкции спектакли не часто играются с мая по сентябрь, а в остальное время в театр можно попасть только на экскурсию.
Слушая экскурсовода и представляя себе атмосферу театра, ставшего во многом прообразом современных театров, определившим направление культуры в глобальном масштабе, я в очередной раз задумался и о величии исторических процессов, и о том, что ничего в этой жизни не бывает случайно. И это дает надежду, что любой упорный труд и вера в хорошую идею оставят след в веках.
Алексей Голтыхов
В заключение, для желающих хотя бы на несколько минут погрузится в атмосферу Шекспировского театра, мы решились на свой страх и риск опубликовать маленький кусочек видеозаписи аутентичной постановки в театре «Глобус». Это фрагмент одного из моих любимых произведений Шекспира — «Двенадцатая ночь или что угодно», поставленного и сыгранного в современном «Глобусе» именно в том формате, как это было четыреста лет назад . Видеозапись на английском языке. Русские титры сделаны специально для этого сюжета в мастерской «мАг».
«Двенадцатая ночь» — комедия ситуаций. Прочитав подложное любовное письмо написанное камеристкой Марией, дворецкий богатой дамы — Оливии -Мальволио, решает, что его госпожа тайно влюблена в него. В соответствии с безумными указаниями, изложенными в письме, он наряжается в одежду, цвет и вид которой Оливия терпеть не может, и в таком виде приходит к своей госпоже со словами любви и поступками, которые она от него ни как не ожидает. Этот небольшой, но один из самых смешных отрывков спектакля, мы и хотим показать.