Архив публикаций

Кармен. Часть 3

Окончание.

Постановка.

Афиша Кармен

Постановочные решения для светомузыкальных композиций на музыку оперы Бизе «Кармен» стали во многом инновационными для нашего театра. Опираясь на солидный опыт постановок различных номеров для «Образов света», мы решили учесть ошибки и использовать лучшие достижения прошлых лет.

Прежде всего, в достаточно длинной программе (40 минут) используется весьма небольшое количество осветителей – всего около 140, в отличие от тяжеловесных инсталляций для первых светомузыкальных шоу, в которых использовалось 400-500 различных прожекторов. Тем не менее, динамические партии и картины получились достаточно добротными для иллюстраций оркестровых, сольных и хоровых партий в различных сочетаниях.
Для создания эффекта статических театральных декораций, без которых невозможна хорошая театральная постановка, и передачи настроения различных сцен мы использовали три белых вогнутых экрана, направив на них заливающий свет различных цветов, придав, таким образом, динамическим сценам дополнительный характер, объем и глубину.


Система управления динамическими партиями, призванная управлять в этой постановке более 25 различными группами осветителей, претерпела значительную модернизацию, получив небывалую гибкость управления. Теперь исполнитель световых партий может практически моментально переключаться между партиями, управляя по отдельности или одновременно различными группами прожекторов.
Собственно постановочная идея светомузыкальных иллюстраций к опере «Кармен» состояла в отображении с помощью различных по расположению, компоновке, цвету и направленности, групп световых лучей партий струнных, басовых струнных ( виолончели, контрабасы), духовых групп и сольных инструментов, имеющихся в музыкальной партитуре оперы. Кроме оркестровых партий мы учли необходимость имитаций женских и мужских вокальных партий хора и солистов. Все эти световые партии композиционно и геометрически должны были представлять законченные, геометрически и композиционно правильные световые картины. Дополнительно мы учли прошлые ошибки и предприняли дополнительные меры по уменьшению паразитных засветок и маскировке ненужных технологических объектов, показывавшихся зрителям в прошлых постановках.
После серии предварительных эскизов и проработок мы остановились на идее установки всего осветительного оборудования на достаточно простую фермовую конструкцию. При этом мы учли при построении этого сооружения необходимость места для реальной сцены, на которой расположатся симфонический оркестр, хор и солисты.
Самым необычным в процессе постановке и репетиций светомузыкальных композиций оказалась возможность не просто имитировать движение музыкальных партий с помощью световых лучей, повторяя музыкальные партии, но и создавать мизансцены, создающие атмосферу реальной театральной постановки. Часть сцен получилась классическими иллюстрациями, световыми картинами к музыкальной основе. Но в постановочных сценах, основывающихся на отрывках фонограммы оперы, нам удалось сохранить атмосферу театральных сцен.
Последовательность исполнения сцен светомузыкального шоу согласуется с либретто оперы.Как и в наших предыдущих постановках, мы разделили их небольшими темными паузами для подготовки оборудования. Мы подобрали музыкальные фрагменты таким образом, чтобы зритель, не знакомый с творчеством Бизе, посмотрел светомузыкальные композиции к наиболее ярким фрагментам из оперы, не утомляясь обилием классической музыки, а более искушенный — не смог обвинить нас в поверхностном знакомстве с этим произведением. Одной из трудных задач при выборе музыкальных фрагментов оказалось, с одной стороны – сохранить в оригинале наиболее значимые и известные сцены из оперы, а с другой – не утомить наших зрителей большим количеством речитативов и оперных сцен. В результате некоторую часть из отобранных сцен фонограммы оперы пришлось специально корректировать.

Прекрасно понимая, что светомузыкальное шоу вряд ли можно сравнивать с классическими произведениями, мы, тем не менее, надеемся, что созданное нами шоу подтолкнет наших зрителей к изучению и основательному осмыслению прекрасных литературных и музыкальных шедевров, каковыми, безусловно, являются новелла Проспера Мериме «Кармен» и бессмертная опера Джорджа Бизе с одноименным названием.

Премьера светомузыкальной постановки к сценам из оперы Дж. Бизе «Кармен» состоялась 21 марта 2009 года.

Алексей Голтыхов.