Архив публикаций

Кармен. Часть 1.

Кармен. Так будет называтьсяновая постановка, которую репетирует сейчас коллектив Театра Света.Этой статьей мы открываем обещанный цикл рассказов о нашей новой работе.

Идея.

Еще в 80-х годах прошлого столетия в СССР начал активно развиваться жанр литературно-музыкальных композиций. Например, бралось известное литературное произведение — скажем «Кармен» Проспера Мериме, дополнялось музыкой из классических сюит Джоржа Бизе, написанных на основе самых популярных тем к одноименной опере и после достаточно солидной сценарной проработки, призванной органично вписать музыку в литературную часть, а текст дополнить музыкальной иллюстрацией, демонстрировалось зрителям в качестве литературно-музыкальной композиции.

Такое произведение, как правило, исполнялось в концертных залах с участием профессиональных артистов, читающих текст, и музыкантов, исполняющих музыкальные номера без установки каких-либо декораций. Настроение, впечатление, энергетика литературно-музыкальной композиции передавалась зрителю именно в силу профессиональности исполнителей и качества объединения литературной и музыкальной частей.

С приходом перестройки литературно-музыкальные композиции стали строиться по несколько иному принципу. Чаще всего известное литературное произведение, не получившее отражение в классическом музыкальном творчестве до этого времени, дополнялось специально написанной музыкой современного композитора и также исполнялось для зрителя. Причем, в силу современных перестройке умонастроений, музыкальный жанр, использованный автором для иллюстрации классического произведения, мог варьироваться от музыки для оркестра народных инструментов доабсолютного авангарда. В редких случаях происходило наоборот. А иногда (особенно если дело касалось темы Великой Отечественной войны) к музыке и литературе добавлялся видеоряд.

Одновременно в Европе стал набирать силу жанр музыкальных концертов для большого числа зрителей. Такие концерты, как правило, проводились летом на лоне природы или в местах, рассчитанных на одновременное присутствие большого количества людей — парки, дворцы, стадионы. Сейчас для современной техники не составляет проблем качественно транслировать голос и видеоизображение для многотысячной публики, пришедшей на концерт мировой оперной звезды. Тем более, если к ним присоединяется многомиллионная телевизионная аудитория. Самыми известнами из таких концертов стали выступления Лучиано Поваротти, Пласидо Доминго, Хосе Коррераса. Я думаю, что многие, читающие этот текст, хотя бы слышали эти имена.

Оформление таких концертов стало основываться на специальном освещении не только самой сцены, но на ландшафтном иархитектурном освещении тех мест, где эти концерты организовывались. Последним удачным примером постановки концерта такого масштаба я бы назвал классический оперный концерт из Вены (Шенбрунский, королевскийпарк и замок), подготовленный в рамках культурной программы прошедшего в 2008 году чемпионата мира по футболу. В нем полностьюиспользовалось все перечисленные мною типы светового оформления.

Таким образом, в современном концертном мероприятии наметились две тенденции. С одной стороны – максимальное использование современных технических возможностей для постановки классических концертов для многотысячной публики, с другой — более интенсивное тематическое наполнение концерта за счетразличных по форме и жанру произведений, объединенных одним сюжетом для привлечения современного, достаточно избалованного зрителя.

Так родилась идея объединить достаточно популярное музыкальное произведение, его литературную основу и светомузыкальные иллюстрации к ним.

Идея, безусловно, не нова. В Москве в 2006 году весьма активно рекламировалось светомузыкальное шоу «Конек – Горбунок», поставленное по сказке Ершова с участием хора, чтецов, актеров и технических средств весьма известного прокатчика шоу оборудования, под руководством маститого режиссера-постановщика концертных мероприятий.

Мы, поняв и узнав, как действовали они, поставили перед собой другую задачу.

Итак, представьте себе, что известный оркестр под руководством прославленного дирижера решил, совместно с несколькими прекрасными оперными певцами, исполнить перед многотысячной публикой наиболее популярные арии и музыкальные номера из оперы Д.Бизе «Кармен».

Антураж такого представления будет весьма похож на один из описанных мною европейских концертов – сцена, удачно вписанная в летний природный ландшафт одного из парков Москвы, многотысячная аудитория, уютно расположившаяся на травке и солидная аппаратура, позволяющая услышать и увидеть все, что творится на сцене.Но действие получится достаточно статичным. А что если дополнить все это действие световыми картинами?

Возможности света для такого концерта весьма привлекательны. Тут и динамические иллюстрации музыкальных номеров, исполняемых оркестром, и статические, создающие впечатление театральныхдекораций,световые картины в момент исполнения оперных арий. Ландшафтное освещение и даже дополнительное развлечение для зрителей, купивших билеты вдали от сцены и вынужденных довольствоваться общим видом сцены и исполнительским мастерством музыкантов.

Итак, мы решили поставить в нашем театре световые иллюстрации длятакого действия, назвав получившиесяшоу “Светомузыкальными иллюстрациями к классическому произведению”.

Продолжение следует.