Новости

Большой световой инструмент Театра Света

Здравствуйте, уважаемые посетители виртуальной части нашего театра!

В эпоху глобальных катастроф (или пандемий) как никогда нужны хорошие новости. Пройдет время, изменится обстановка и Театры (включая наш) вновь смогут выступать перед зрителями.

А пока многие вещи ограничены, самое время заняться разработкой, исследованием, инновациями.

Пару лет назад, я задумался над созданием светового инструмента для выступления на сцене средних и больших размеров. К сожалению, сегодняшняя сцена Театра Света, как бы я не расписывал ее технические достоинства, скорее напоминает макет. И не годится для выступления живых людей.
Световой инструмент, разработанный для выступления на большой сцене во – первых, по уровню воздействия на публику будет отличаться в лучшую сторону от наших предыдущих творческих экспериментов, так же как широкоэкранный фильм с объемными эффектами от черно-белого кино. Во-вторых, светомузыкальная программа может  быть показана большему числу публики, и, в третьих, само действие может быть дополнено  участием живого исполнителя на сцене.
Ну и, в четвертых, возможность перенести на большую сцену творческие  идеи и наработки, которые мы создали за 20 лет существования нашего театра – наша давняя мечта.

Но, сначала о музыке…

В качестве музыкальной основы для разработки концепции будущего светомузыкального инструмента мы решили использовать различные произведения для скрипки с оркестром. Вивальди, Паганини, Сарасате, Мендельсон. Барокко, классицизм, романтизм. Вот весьма поверхностный перечень направлений замечательных композиторов и восхитительных музыкальных направлений, в которых заранее заложен сценарий выступления, сформировавшийся в культуре театра еще со времен греческой трагедии. Здесь почти всегда есть “главный  герой” – солист, который привлекает внимание не только разнообразием сольной партии, но и виртуозной техникой исполнения и оркестр,  то аккомпанируя солисту, то выступая в качестве главного действующего лица, в свою очередь, создает своеобразные декорации, делая музыкальную картину более объемной, красочной и образной.

Если программной музыке барокко и ее виднейшему представителю Антонио Вивальди у нас посвящен целый концерт, то произведения для солиста с оркестром, относимые музыковедами к эпохе романтизма до сего времени  не попадали в творческие эксперименты и репертуар нашего театра.
А ведь это было по – своему великое и удивительное время! Разные источники сходятся на том, что направление музыкального Романтизма во многом можно отнести к периоду 19 века. Человеческая цивилизация проходит в этот момент множество изменений. Революции – буржуазная, технологическая. Дух свободы и независимости. Появляются поэты, композиторы и музыканты, не зависимые от богатых покровителей и церкви. Они хотят выступать сами, привлекая внимание публики и собирая залы прежде всего виртуозностью исполнения и свободной формой, образностью, исполняемой ими музыки.
Какое наслаждение слушать концерты Паганини в виртуозном исполнении Сальваторе Аккардо!  Слушая его концерты оказываешься наблюдателем жанровых сценок! Вот веселая история, рассказанная в кабачке среди компании, вот несчастная любовь… Вот страдания, вот философские размышления и призыв к позитивному взгляду на жизнь.
Скрипка смеется, плачет, рассказывает, поет…
Сколько граней и образов в одном концерте! Вот пьяница, куролесящий по дороге домой.
Вот буря и несчастный путник, бредущий сквозь дождь и ветер. Вот чудесный теплый вечер и серенада под балконом.
И это только одна грань замечательной эпохи Романтизма!

В качестве еще одной иллюстрации к образам людей и событий эпохи Романтизма вспомните, хотя бы Шерлока Холмса. Этот литературный персонаж во многом является отражением духа и правил той эпохи. Будучи джентльменом, то есть представителем элитного класса, он, развлекаясь, зарабатывает деньги собственным трудом, причем используя незаурядные талант и идеи. Интересуется новыми технологиями (как бы его не упрекал Ватсон в узкоспециальной области его интересов) и, конечно, может себе позволить посещать концерты и выставки, которые (в отличии от 18 века) становятся более открытыми мероприятиями. Для сравнения, вспомним, что в 18 веке нужно было быть приглашенным на соответствующее мероприятия – службы, даты, приемы и балы ( причем не бесплатно), а не покупать билеты в кассе, чтобы попасть на выступление известного исполнителя.

Вот, небольшая цитата из рассказа «Союз Рыжих» Артура Конандойля.
— Что вы собираетесь делать? — спросил я.
— Курить, — ответил Холмс. — Эта задача как раз на три трубки, и я прошу вас минут десять не разговаривать со мной.

Он скрючился в кресле, подняв худые колени к ястребиному носу, и долго сидел в такой позе, закрыв глаза и выставив вперед черную глиняную трубку, похожую на клюв какой-то странной птицы. Я пришел к заключению, что он заснул, и сам уже начал дремать, как вдруг он вскочил с видом человека, принявшего твердое решение, и положил свою трубку на камин.
— Сарасате играет сегодня в Сент-Джемс-холле, — сказал он. — Что вы думаете об этом, Уотсон? Могут ваши пациенты обойтись без вас в течение нескольких часов?
— Сегодня я свободен. Моя практика отнимает у меня не слишком много времени.
— В таком случае, надевайте шляпу и идем. Раньше всего мне нужно в Сити. Где-нибудь по дороге закусим.

Сарасате – это знаменитый испанский скрипач и композитор, реальный человек живший как раз в описываемое время 19 века, являвшийся ярким представителем композиторов эпохи романтизма, на концерт которого Конан Дойл отправляет своего знаменитого персонажа.

Впервые осознанно с творчеством Сарасате, я познакомился в 2011 году. Я иллюстрировал музыкой любительскую радиопостановку Евгения Онегина и мне хотелось усилить впечатление в сцене, когда к Татьяне неожиданно на именины появились Ленский и Онегин. Слишком уж много чувств у девушки должно было вызвать неожиданное появление человека в которого она была влюблена,  и которую он так холодно отверг.

Получилось так…

Тогда я использовал лишь небольшой кусочек “Цыганских мотивов” или Zigeunerweisen, как их называют англоязычные исполнители. Подбирая музыкальную основу и продумывая, как должен работать световой инструмент, я вновь вспомнил о нем и стал исследовать историю произведения, исполнителей и варианты исполнения.

Впервые это произведение было опубликовано в 1878 году. Его версия для солиста и симфонического оркестра – тремя годами позже. Само произведение основано на мелодиях народных песен и танцев в исполнении цыганских ансамблей, выступление которых Сарасате видел и слышал в ходе своей поездки в Будапешт к Ференцу Листу  в 1877 году. Его мелодический и ритмический рисунок во многом напоминает знаменитый «Чардаш» Витторио Монти, поскольку оба этих популярных произведения написаны авторами примерно в одно и то же время и  на основе похожих впечатлений от цыганских народных мелодий. Для «Чардаша» характерно наличие медленной и лиричной части, сменяемой быстрой и ритмичной танцевальной музыкой. Эти элементы присутствуют и в «Цыганских мотивах» Сарасате. Хотя его произведение, длительностью около десяти минут, имеет четыре части.

Пожалуй, одним из наиболее канонических современных исполнений Zigeunerweisen можно с уверенностью считать  исполнение Ицхаком Перлманом в сопровождении оркестра под управлением Джеймса Ловайна. Доступное в интернете видео имеет и чисто драматургический интерес, поскольку обыгрывается похожесть внешнего вида обоих главных действующих лиц и приобретенный в раннем детстве недуг Ицхака Перлмана, не мешающий быть ему одним из лучших американских скрипачей-виртуозов нашей современности. Судя по записи она была сделана в 80-е годы прошлого века.
Впрочем, для светомузыкального номера я нашел более современную запись Цыганских мотивов, в исполнении еще одного американского скрипача виртуоза – Гила Шахама.
Итак, однажды в зале, полном зрителей со сценой, на которой сидел огромный симфонический оркестр, встретились два еврея…

Я думаю, теперь вы в полной мере смогли почувствовать атмосферу и эмоции от концерта в котором участвует исполнитель-виртуоз и хороший оркестр.  Эта атмосфера невольно нашла отражение и в построении светового инструмента Театра Света.

Давайте поговорим о нем подробно.
Прежде всего, нам нужен образ, объект, который сможет передать зрителям исполняемую нами  светомузыкальную картину.

Как известно, свет становится видимым, если он отражается от экрана или мельчайших частиц, находящихся в театральном дыму. В качестве носителя света для светомузыкального инструмента, мы в этот раз решили использовать систему экранов.
Первоначально мы сделали три экрана. Центральный – работает на просвет на партию скрипки, которую мы решили иллюстрировать 27 узкими лучами, способными двигаться в пространстве со скоростью самого быстрого исполнения музыкальной партии. Эта часть инструмента призвана иллюстрировать действия солиста. Применительно к конкретной музыке «Цыганских мотивов» – скрипача – виртуоза.
Два оставшихся экрана работали на отражение и каждый подсвечивались так же двумя узкими лучами, способными изменять цвет. Эти экраны должны были относительно точно показывать движение партий оркестра и создавать общий световой  фон композиции.
Два отражающих  экрана (фон плюс оркестр) расставлялись симметрично, относительно центрального предназначенного для сольной партии.
Впервые в истории театра в состав управления получившимся световым комплексом был добавлен пульт DMX512 самой простой функциональности, называемый среди профессионалов «расческа», за расположение 16 фидеров управления, аналогично зубьям расчески.

Практические постановки на получившемся комплексе мы с Димой попробовали летом 2019 года. И поняли, что для действительно интересного зрелища средств отображения и способов управления, имевшихся в нашем распоряжении слишком мало. Вдобавок, стало очевидно, что тонкие лучи на отражающих экранах фоном на самом деле не являются. Их хорошо использовать, для показа движения или рисунка в партии оркестра.

О современных пультах управления светом, хочется негативно выразится особо… Все что более или менее доступно энтузиастам – это пульт-расческа или, следующий на ступени функциональности, scenesetter. Ни возможности управлять разными группами, ни возможности динамического управления или быстрого рисования светового узора они не дают. Вдобавок программирование этих пультов отличается определенной занудностью, зависит от встроенных батареек (они «держат» память пульта), и позволяет в лучшем случае включить «сразу и все» в имеющемся у вас комплекте оборудования или устроить на нем же хороший «блэкаут».

Но, у нас перед глазами был хороший пример – имеющиеся художественные наработки  и система управления Театра Света. В результате Дима предложил интересное и не дорогое решение на основе программно-аппаратного комплекса с применением ноутбука и Midi. А я понял, что нам нужно увеличить число отражающих экранов до 4-х и добавить возможность хорошей фоновой заливки этих экранов с помощью светодиодных светильников-полос.

На приведенных макетных прорисовках видно, что кроме большого числа вариантов светового решения, экраны в Световом инструменте Театра Света могут выступать и как объемные формы, которые можно по-разному размещать на сцене перед зрителем.

Пульт управления солистом сделан в лучших традициях систем управления светом Театра Света  и позволяет с легкостью управлять мощными светодиодами, имитируя действия солиста виртуоза (кстати, не менее виртуозную партию света, требуется примерно столько же разучивать и  репетировать, сколько музыканту, исполняющему музыкальную партию). А система управления фоном впервые в истории Театра Света работает по протоколу DMX,  обеспечивая максимальную гибкость управления светом и даже имеет возможность визуализировать будущее шоу, и отрепетировать переключение фона и движение лучей не выставляя все оборудование. Добавлю, что управление фонов состоит из фидеров, кнопок и музыкальной клавиатуры в две октавы. Работу фона в макетном исполнении мы впервые показываем на нашем сайте. Исполнитель партии фонов – Алексей Голтыхов. Итак, Сарасате, «Цыганские мотивы».

Вы что-нибудь поняли?
Точно – «нет»?

Тогда давайте дождемся отмены всех ограничений, и приходите на наше выступление.
Вы все увидите сами.

Алексей Голтыхов.