Фонтан в Сочи       Первая публикация о светомузыкальном фонтане  на нашем сайте появилась почти 10 лет назад. Я написал тогда о «Волшебном фонтане Montjuic» в Барселоне. Я не случайно вспомнил об этом фонтане и этой публикации, поскольку этого фонтана и современное отношение к нему людей во многом является примером для подражания. Напомню, светомузыкальный фонтан в Барселоне был построен к международной выставке в 1929 году. Фонтан до сих пор поддерживается в рабочем состоянии, модернизируется, имеет разноплановую программу, регулярно «выступает» перед публикой и, самое главное, является одной из достопримечательностей Барселоны. Он стал частью  города и в летнюю олимпиаду 1992 года был одним из культурных олимпийских объектов. Прошедшим летом мне удалось побывать в , и, зная, что в «нижнем» кластере олимпийских объектов к Зимней олимпиаде 2014 года был построен светомузыкальный фонтан, я, еще перед поездкой, пообещал себе обязательно посмотреть на эту интересную для меня достопримечательность.

      Несколько удивило, когда я решил разузнать об Олимпийском светомузыкальном фонтане,  общее отсутствие энтузиазма со стороны местных туристических агентств, организующих различные экскурсии для гостей Сочи. Экскурсия у них называется – «Вечерняя экскурсия в парк». Реклама обещает осмотр олимпийских стадионов, расположенных на берегу моря, площади с олимпийским факелом и… светомузыкального фонтана. Как показала практика, на эту экскурсию и стоит ехать только ради фонтана. На стадионы вход закрыт. Горевший в дни олимпиады факел привлекает возможностью сделать памятную фотографию на его фоне. Заполненная туристами площадь, не смотря на огромное количество двухколесного проката (велосипеды, машинки, сигвеи и т.п.), все равно оставляет ощущение закончившегося праздника. Одно вечером радует туриста – мягкое заходящее солнце и легкий вечерний ветерок с моря.

           Стадионы нижнего олимпийского кластера расположены очень компактно. От одного к другому можно дойти быстрым шагом за 10 минут. В центре — площадь с олимпийским факелом. Рядом, практически на берегу моря, Олимпийская Деревня. Движение зрителей олимпийских соревнований от транспортной развязки организовано как бы «по касательной», не нарушая архитектурной и геометрической логики всего комплекса.

         установить светомузыкальный фонтан на олимпийской площади, дополнив им олимпийский факел, была замечательная! Олимпийский факел – один из самых главных символов олимпийских игр. Его стараются сделать запоминающимся, оригинальным, окружить необычными идеями. Согласитесь, совместить в зимнюю олимпиаду огонь и воду — олимпийский факел и светомузыкальный фонтан – это оригинально. Тут нужно учесть, что по установившейся традиции, олимпийские медали спортсменам стали вручать не в местах проведения соревнований, а на олимпийской площади, рядом с олимпийским огнем, а значит — светомузыкальный фонтан дополнил бы торжество чествования победителей.

         Для большинства людей ассоциируется все-таки с морозами. А фонтаны зимой в России бывают чаще всего в городах, из горячей воды, да и то, по нерадивости коммунальных служб. А тут в зимнюю олимпиаду, возле олимпийского факела, должен был работать не просто, а светомузыкальный фонтан. Правда эту задачу в Сочи сильно облегчил тот факт, что температура воздуха около теплого моря редко опускается зимой ниже плюс 5. А значит — воде в принципе не суждено было замерзнуть.

IMG_3914   Фонтан представляет собой круглую чашу, наполовину окруженную плавно поднимающимися стенами-обводами, заканчивающимися в центре изящной стелой олимпийского факела. Другая половина чаши хорошо видна зрителю с площади и имеет прозрачное ограждение. При большой фантазии можно представить, что вы видите «чудо-птицу» с длинной шеей, охватывающей тонкими узкими крыльями чашу фонтана.
Но лично мне просто понравилось изящество линий и архитектурная композиция.Фонтан сориентирован так, что факел и обводы расположены на западе (за ними высится громада стадиона «Фишт»), а свободное пространство – на востоке.

IMG_3919       Не смотря на отсутствие рекламы, к началу представления толпа около фонтана собирается приличная. Я, как энтузиаст светомузыкальных шоу, заранее занял наилучшее место по центру фонтана. Ветер утих, солнце село. Начало представления почему-то оказалось без звука (видимо сказалась проведенная накануне «профилактика», о которой нас предупреждали, и из-за которой мы перенесли нашу экскурсию) потом его резко включили, и началось волшебное представление. Светомузыкальные композиции явно были сделаны к олимпиаде на «отлично». В нижней части фонтана перед зрителями выступают 10 «вееров» – не высокие фонтаны в виде изменяющихся веерообразных фигур с огромным IMG_3921числом степеней свобод. Их меняющаяся четко под музыку геометрия иногда напоминает живых артистов, танцующих на водяной сцене перед зрителями. Кроме «артистов» дополнена «декорациями» — пять колец с соплами –пушками, способными выстреливать воду выше факела (а это почти 60 метров) производят весьма сильное впечатление во время работы, выполняя то роль стен, то кулис, то декораций. Приборы подсветки расположены очень грамотно, создавая яркую, четкую картину без ощущения синтетического светодиодного света. Особенно понравились эффекты «бегущего огня», когда вслед за бегущими струями фонтана точно бежал световой луч и эффект «плоской поверхности» за счет использования  установленных под поверхностью воды белых стробоскопов. Дополнительно общую картину фонтана дополняла подсветка обводов и факела.

       Звук полностью соответствовал качеству зрелища. Я не нашел отдельно висящих звуковых систем и решил, что все-таки звук смонтирован в обводах фонтана. Не смотря на солидную мощность, не было никаких искажений как по «низким» так и по «верхним» частотам.
IMG_3933      Отдельно хочется похвалить музыкальную программу. Чайковский – самые популярные отрывки из «Лебединого озера», «Щелкунчика». Глинка, увертюра из «Руслана и Людмилы». Все отрывки подобраны в стиле фонограмм фигурного катания – только лучшие, самые популярные темы и логичное переключение между ними.

            «Вот что нужно показывать детям по телевидению на ночь!» — подумал я, видя волшебный танец фонтанов-вееров. И тогда у нас вырастет поколение разумных и добрых людей. Безупречное программирование светомузыкальных картин и наша классическая музыка лично у меня разбудили чувство гордости за нашу страну. Можем ведь! И не хуже чем в Дубае (там, кстати, фонтан сделан ровно на тех же базовых технических элементах и фирма производитель одна и та же).

          Вдруг, следуя развивающейся музыкальной теме, в фонтане включились мощные струи и вместе с музыкальным крещендо буквально с пушечным выстрелом подняли массу воды высоко в небо, производя неповторимый эффект сочетания мощности и красоты. Светомузыкальная композиция закончилась, основная масса воды вернулась из поднебесья в фонтан, а мелкая водяная пыль (повторяю — при полном отсутствии ветра) благополучно осела на ту часть зрителей, которая оказалась по центру фонтана. Надо сказать, что этот выразительный прием с выстреливанием высоко вверх довольно большого объема воды во время всей программы повторялся весьма часто. И если первые два неожиданных «капельных душа» воспринимались толпой, в общем-то, с благодарностью после жаркого южного дня, то после двадцатой минуты представления многие, хорошо намоченные зрители, сочли за благо «поменять точку». Мне же дополнительно испортило настроение то, что этот капельный душ основательно залил оптику фото и видеокамер, на корню загубив качество фото и видеоматериалов, которыми я собирался проиллюстрировать эту статью. Вдобавок, если отойти от фонтана подальше на площадь – не видно за толпой нижних танцующих фонтанов, а при смене угла обзора (вправо, или влево от центра) из «второго» ряда теряется восприятие целостности светомузыкальной композиции.

         Господа организаторы! Ну, пожалуйста, отнесите вы ограждение из стоящих перед фонтаном полицейских заборов чуть подальше от фонтана, сделав круг обзора для зрителей больше! А еще лучше – сделайте пару временных трибун, человек на тысячу по центру метрах в пятидесяти от фонтана и зрелище светомузыкального фонтана станет удобнее и романтичнее. На мой взгляд, людям старшего возраста или с маленькими детьми было бы гораздо комфортнее наблюдать за этим зрелищем с небольшого возвышения и сидя, чем стоя в плотной толпе и периодически купаясь под водяной пылью. И фонтан целее будет – не будут в него бросать всякие монеты и лазить дети.

     В конце почти часовой программы, после классиков, неожиданно врубили композицию из песен Майкла Джексона. Во-первых, как-то без перехода, а во – вторых, у меня появилось ощущение, что это — чей-то эксперимент. Тем более что затем опять сначала началась классическая . Эксперимент с Майклом Джексоном мне показался не удачным. Фонограмма из кусков композиций – как плохо собранная мозаика и фонтан как будто мечется в своей чаше. Впрочем, это мое мнение.

        Хочется сказать другое. Судя по новостной информации в интернете, светомузыкальный фонтан на олимпийской площади после окончания олимпийских и паралимпийских игр (февраль-март), вновь заработал лишь во второй половине июня 2014 года. Да, отгремели олимпийские игры, олимпийские объекты перепрофилируются для будничного использования. Город осваивает объекты, доставшиеся ему в наследство от олимпиады. И, невольно, задаешься вопросом — что будет с фонтаном? Будет ли он и дальше радовать замечательными программами жителей и гостей курорта, даря им позитивные эмоции от самого современного и молодого из всех видов искусств – светомузыкального. Будет ли поддерживаться его исправное функционирование, развиваться и поддерживаться программа, улучшаться условия для зрителей? Светомузыкальный фонтан по сути — это объект культуры, съедающий часть бюджета города, но он нужен людям.

          В толпе зрителей, прибывших из разных городов нашей необъятной России, я не однократно слышал возгласы «Какая красота! Если бы я заранее знал..» Это значит, что фонтан нужно сохранить ради веры человека в прекрасное. Вот, например, почтенный возраст фонтана в Барселоне (в 2019 году ему будет 90 лет) связан с тем, что фонтан поддерживают люди, которым как минимум не безразлична его судьба. О «Волшебном фонтане Montjuic» беспокоятся попечительский и художественный советы. Первый ищет деньги на его бесплатное публичное функционирование (хотя большая часть средств, я уверен, идет и из городского бюджета) а художественный совет поддерживает разнообразие и высокий уровень исполнения светомузыкальных программ. Быть может и для молодого олимпийского фонтана в Сочи, для его долгой творческой жизни нужно найти и объединить неравнодушных к нему людей?

А пока, давайте пожелаем этому фонтану отметить хотя бы его десятилетие.

Август 2014
Алексей Голтыхов.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий