Театр Света принял участие в работе Второй Международной научно-практической конференции «Искусство звука и света»

О том, что на октябрь 2021 года запланирована Вторая Международная научно-практическая конференция «Искусство звука и света» я узнал в январе от ее куратора — прекрасного специалиста и талантливого организатора –  научного сотрудника РИИИ Ольги Викторовны Колгановой. Именно благодаря подготовке к этому мероприятию за десять месяцев Большой световой инструмент Театра Света был окончательно собран и отлажен, а для выступления была подготовлена светомузыкальная программа. Мы надеялись в рамках показов, которые всегда проходят на таком мероприятии, продемонстрировать его работу в виде «живого» выступления. Но, увы, из-за ограничений во время пандемии нашим планам и надеждам удалось сбыться лишь отчасти.
Первая конференция «Искусство звука и света» прошла в 2018 году, и история участия  «Театра Света» в этом мероприятии до сих пор бережно хранится в виде публикации на нашем сайте. В этом году конференция проходила три дня — с 18 по 20 октября, но из-за ограничений доклады проходили с помощью ресурсов организации виртуальных встреч. Участвуя в работе конференции, слушая доклады я наслаждался общением (хоть и виртуальным) с умными, образованными и увлеченными людьми. Среди наиболее ярких впечатлений от прошедшей конференции, я бы отметил географию участников, обширную тематику и несколько весьма интересных докладов.
География участников конференции охватывала практически весь мир. Судите сами. Россия — Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Петрозаводск, Томск, Хабаровск, Пермский край. Европа – Ирландия, Белоруссия, Украина, Австрия, Германия, Венгрия, Азия – Казахстан. Китай.  Америка — Нью-Йорк, Денвер. Бразилия – Сан-Паулу. Австралия – Сидней.
Направления сессий я, пожалуй, смогу в очень общем виде изложить так:
— Общий подход к проблеме синтеза искусств. Здесь были представлены доклады, определяющие синестезию или феномен новой чувственности нашей цивилизации с разных точек зрения.  
— Синтез движущегося изображения (кино) и музыки.
— Синестезия в изобразительном искусстве.
— Синестезия в музыкальном искусстве.
— Теоретическое обоснование феномена синестезии.
— Уникальные примеры синестезии.
— Практические примеры синтеза искусств.
— Свето-цвето-музыкальные композиции. Искусство визуализации музыки.
— Историко-библиографические обзоры и презентация изданий.
В качестве ведущих сессий выступали не только отечественные, но и зарубежные специалисты, специализирующиеся именно на возглавляемых ими темах обсуждений. Некоторые презентации и обмен мнениями проходили на английском языке.
Очень сильное впечатление произвел доклад о синестезии, как виде человеческой деятельности и синестетиках – людях, связанных с этой деятельностью, Антона Сидорова-Дорсо — «Врожденная синестезия в творчестве и искусстве». Некоторые идеи и статистические данные, изложенные им в докладе, вызывали обсуждение и в других сессиях. На мой взгляд достаточно интересны были доклады об исследовании на основе статистических методов восприятия сопоставлений цвета и музыки (Йорг Евански, Сара Амброс, Август Шмидхофер, Кристоф Ройтер (Вена, Австрия) «Различия в межкультурных кроссмодальных соответствиях для высоты тона и возможное влияние на восприятие западных аудиовизуальных произведений искусства»), весьма познавательными были доклады по теоретическим исследованиям синтеза света и музыки.
Атмосфера конференции была весьма доброжелательна. Запомнилось и понравилось то, что некоторые участники конференций, пользуясь возможностью задавать вопросы по окончании докладов, брали слово, чтобы передать привет своим коллегам и знакомым или поддержать их выступление, не имея возможности увидится лично. Отдельную благодарность хочется выразить РИИИ и лично Ольге Колгановой за качественную организацию и прекрасное проведение конференции, не смотря на вынужденное использование в качестве среды коммуникаций такой сложной и капризной штуки, как сеть Интернет.
Наш доклад был намечен на второй день работы конференции в рамках вечерней сессии, посвященной свету в театре как виду синестетического искусства и практическим примерам его реализации. Мы выступали после Сергея Михайловича Зорина, представившего публике доклад о своем «Оптическом театре».
В качестве темы доклада мы взяли идею модернизации: «От макета к профессиональному оборудованию». Дело в том, что, создавая в 1998 году Театр Света мы были вынуждены решать дилемму – найти оборудование и подстроить под его возможности творческую идею. Или наоборот – слушая музыку и видя в своем воображении светомузыкальные картины необычайной красоты, попытаться придумать физическое устройство, техническое решение, способное показать зрителям эти прекрасные видения. В результате был выбран второй, более сложный путь. Первый макет театральной сцены был создан в 1998 году. Позже макет неоднократно перестраивался и дорабатывался. В нем появилась верхняя механика сцены, с помощью которой стало возможно, буквально на глазах у изумленного зрителя, менять расположение источников света в пространстве, подвижные световые приборы, различные световые эффекты.
Все эти технические изменения позволили нам изучить на практике различные художественные приемы и решения, которые используются для светового оформления современных спектаклей, концертов и шоу. Но, главное, мы смогли придумать как реализовать уникальную идею, отличающую Театр Света от других театров – сделать луч света основным действующим персонажем, способным вызвать сопереживание, участие зрителя в представлении.
За 20 лет существования Театр Света освоил практически весь арсенал существующих технологий — от ламповых до светодиодных источников света, от аналоговых до цифровых пультов управления светом. Значимыми вехами на пути исследования и разработки творческих приемов в Театре Света для светомузыкальных композиций стали постановки полноценных программ и проведение выступлений. В репертуаре театра есть светомузыкальный концерт «Образы Света», тематические программы «Кармен», «Времена года», готовятся новые постановки.
К сожалению, основной средой, объектом, на котором возможно исполнение светомузыкальных композиций до сих поря являлся макет театральной сцены, созданный более 20 лет назад. Неоднократно модернизированный, обладающий постановочными возможностями, сравнимыми с возможностями хорошо оснащенного профессионального театра, он, к сожалению, имеет весьма ограниченные перспективы к показу.
Макет Театра Света требует больших трудозатрат при перемещении в пространстве и подготовке к выступлению. Понимая все это, мы задумались о поиске технологий, способных перенести, адаптировать, созданные с помощью макета светомузыкальные композиции в реальный мир, используя профессиональное оборудование и современные технологии.
После ряда практических экспериментов мы смогли создать технологию, позволяющую с помощью стандартных готовых устройств получить систему управления светом с необходимыми нам характеристиками. Уникальными в ней являются принципы управления и программирования конкретного оборудования. Причем сам процесс программирования так же общедоступен и хорошо документирован. Так, для создания «темноты» используется всегда одна и та же клавиша вне зависимости от программы. Клавиши, которые в момент исполнения световой партии необходимо быстро переключать программируются максимально удобно «под руку» исполнителя. Что же касается миди клавиатуры, используемой для создания образа основного персонажа, то здесь за счет повторения расположения клавиш, как в пианино, практически полностью достигается эффект игры на музыкальном инструменте, с той лишь разницей, что нажатию клавиш соответствуют не звуки, а включение определенных лучей света.
Получившийся комплекс из светового оборудования и системы управления мобилен, не требует больших затрат по подготовке к выступлению и может быть использован как для самостоятельного выступления, так и вместе с небольшим музыкальным коллективом или солистом. При этом технический райдер для выступления весьма скромен.
В настоящий момент на базе Большого светомузыкального инструмента осуществляется постановка самостоятельного светомузыкального концерта. В его программу вошли популярные классические произведения для скрипки с оркестром, причем часть номеров была поставлена в рамках творческих экспериментов разных лет для других спектаклей Театра Света.
Возможность адаптации старых светомузыкальных номеров для выступления на профессиональном оборудовании открывает большие перспективы для популяризации и распространения идеи Светомузыкального Театра а так же сохранения и приумножения накопленного творческого опыта.
Таково краткое содержание представленного нами доклада, который был подготовлен, прочитан (я имею ввиду по бумаге, что отнюдь не принизило его значения) в сопровождении небольшой презентации, состоящей в основном из фотографий.
Затем состоялся показ видеозаписей нескольких светомузыкальных номеров, поставленных с использованием Большого светового инструмента.   
Пожалуй самой примечательной реакцией на доклад была реакция патриарха светомузыкального направления, основателя «Оптического театра» Сергея Михайловича Зорина. Он сказал – «Ну, что ж, я просто хочу все это увидеть. Мы же соседи, и живем и работаем в одном городе». Дальше мы в полушутливом тоне поговорили о том, что было бы здорово, если бы когда-нибудь оба театра (Оптический и Света) смогли выступить в одном представлении.

Кто знает… Может быть это случится.

Более подробно о состоявшейся конференции можно узнать на сайте РИИИ. Там же будут представлены ссылки на ее материалы и видеозапись.

Алексей Голтыхов.

Алексей Голтыхов

Главный режиссер, художественный руководитель и идейный вдохновитель Московского Театра Света.

Алексей Голтыхов имеет 52 сообщений и подсчета голосов. Посмотреть все сообщения Алексей Голтыхов

Добавить комментарий