Искусство Света и Цвета в галерее «На Шаболовке».

В конце мая 2022 года давний друг нашего театра — Ольга Викторовна Колганова пригласила меня на открытие выставки в московской галерее «На Шаболовке», посвященной деятельности художника и изобретателя Григория Гидеони (1895-1937), разрабатывавшего в Ленинграде в 1920-1930 годы «Новое искусство света и цвета».

Приглашение было тем более приятно, что это первая кураторская выставка Ольги Викторовны, которая не только вот уже много лет занимается исследованием жизни и творчества Г.И.Гидеони, но и ведет тему «искусства света и цвета» в секторе инструментоведения Российского Института Истории Искусств. Именно благодаря ее работе и организации проводятся регулярные научно-практические конференции «Искусство Звука и Света», в которых наш театр неоднократно принимал участие.
Более того, я считаю, что именно благодаря ее вниманию, такту, научному подходу, на сегодняшний момент удалось собрать и объединить сведения о людях – художниках, ученых, музыкантах, энтузиастах, занимающихся теорией и практикой этого еще очень молодого искусства – объединения света и цвета или светомузыки.

Открытие выставки, посвященной Г.Гидеони состоялось 3 июня 2022 года в главном зале галереи «На Шаболовке». Галерея была создана в Даниловском районе Москвы более 20 лет назад, как выставочный зал на базе творческого объединения «Замоскворечье» в центре Хавско-Шаболовского жилмассива. С начала 1920-х окрестности Шаболовской башни застраивались как образцовый район новой Москвы. Здесь и сегодня сохранилось множество памятников авангарда. Акцентами галереи являются проекты, посвященные авангарду, а также историко-краеведческие проекты, связанные с осмыслением культурного наследия района и его популяризацией. Галерея часто обращается к малоизвестным широкой публике, но значимым явлениям культуры и истории, которые позволяют лучше понять художественные тенденции первых советских десятилетий.

После краткого приветственного слова, Ольга Викторовна провела кураторскую экскурсию, познакомив всех желающих (а таких был не мало) с экспонатами, представленными на выставке. Среди экспонатов было представлено несколько артефактов, лишний раз подтверждающих что знание истории по любому вопросу увеличивает опыт.

Вот например «Протокол совещания» по вопросу применения в государственном академическом Большом театре изобретения Гр. Гидеони для получения световых эффектов. Практически нет истории о изобретателях, в которых они, в надежде применить свое изобретение, не обращались в солидные организации. И не получали при этом вот такой бюрократический отказ. Аппарат Григория Гидеони состоял из различных средств преломления света. Сочетание этих средств, в купе с световыми фильтрами давало абстрактную картину для зрителя. Важно было то, что это сочетание создавалось оператором в зависимости от темы и настроения передаваемой картины.

Еще одна идея Гидеони представлена в виде действующего макета. В качестве храма светомузыкального искусства он предлагал построить огромное здание в виде глобуса, вписанного в главный советский символ – союз серпа и молота. Центральным помещением этого здания должен был стать огромный зал, в котором благодаря звукоусилению, проекции, световому и цветовому решению зрителям демонстрировались бы небывалые концерты, основанные на синтезе света, цвета и звука.

Чтобы попасть в здание – храм советского авангардного искусства нужно было воспользоваться огромной движущейся лестницей или через станцию дирижаблей, размещенную на крыше.

Г. Гидеони был соавтором идеи создания  Института изучения Света и Цвета. Пытался заниматься с различными единомышленниками научной и технической разработкой этой идеи.

А вот та же идея светомузыкального зала – храма солнца и света, подхваченная другими энтузиастами светомузыки. 1970 год. Мне понравилась энергия, сила духа, надписей под эскизами:

«Храм Солнца. Высоко в горах. Всем не боящимся трудностей. К храму-только пешком! Никаких поблажек телу. И только мудрых старцев – на электролетах. Храм живет энергией солнца. Вокруг только чистая девственная природа. Никаких линий электропередач, канатных дорог и т.п.»

Или еще. «Все в жизни добывается Трудом. Путь к прекрасному тоже должен быть труден. Внутри огромной сферы три восходящие спирали. С каждым витком открывается новое. Зритель – участник! Полностью управляемая аудиовизуальная среда, как универсальное пространство для моделирования любых ситуаций».

Есть на выставке не менее интересные документы. Вот, например — «Проект цветомузыкального зала музея имени А.Н.Скрябина». Экран -сфера. Стереозвучание из разных концов зала (сейчас это называют Dolby 6-1). Отдельные помещения для живого исполнения. С сожалением отмечу, что то, что сейчас является светомузыкальным залом при музее Скрябина в Москве не сколько не похоже на этот смелый, авангардный проект.

Впрочем, вот более похожий вариант проекта на реально имеющееся в зале.

 Но, пожалуй, самым главным в тематике выставки оказалась ретроспектива. Идея синтеза музыки и света, предложенная некогда А.Н.Скрябиным (на выставке представлена партитура «Прометея» с партией света из архива Института Истории Искусств), жизнь и творчество Григория Гидеони, его стремление к возвышенной мечте светомузыкальной живописи, попытки реализовать свои идеи, прервавшиеся перед войной, были подхвачены казанским НИИ «Прометей», возглавляемым Б.Галеевым в 60-е годы ХХ века. И, наконец, несколько более современных экспонатов, принадлежавших Сергею Зорину, завершили историческую ретроспективу выставки.

Но и это не все. Выставку, посвященную Г.Гидеони которая продлится до второй половины сентября, поддерживают своими лекциями и выступлениями  специалисты в области истории и искусствоведы. Янина Пруденко, Андрей Бандура, Надежда Каргаполова, Ольга Колганова. По сути историческую выставку поддерживают живые люди — наши современники, заинтересованные в развитии, популяризации темы светомузыкального искусства. И я думаю, что по мере завершения лета и сезона отпусков, список лекций и мероприятий, связанных с темой синтеза света и цвета в рамках выставки, посвященной Г.Гидеони будет только увеличиваться.
Открою секрет – в последнюю субботу работы выставки, 17 сентября, мы собираемся выступить с живым светомузыкальным концертом.

 Приходите, будет интересно.

Алексей Голтыхов

Алексей Голтыхов

Главный режиссер, художественный руководитель и идейный вдохновитель Московского Театра Света.

Алексей Голтыхов имеет 54 сообщений. Посмотреть все сообщения Алексей Голтыхов

Добавить комментарий