Бургтеатр, Густав Климт, или изучаем историю театра по картинам на потолке.

В этом году мне удалось продолжить начатую несколько лет назад в Лондоне традицию посещения с экскурсиями зарубежных театров.

В столице Австрии — Вене, в Бургтеатр можно попасть на экскурсию по театру, придя в него в будни  примерно без двадцати три дня. Билет для взрослого стоит всего 7 евро. Любители театра, желающие попасть на экскурсию собираются в фойе. Там же, в кассе, покупаются и билеты. Кассир, чем-то напомнивший мне известного актера Мартина Фримана, на прекрасном английском поинтересовался  в момент покупки билета — откуда я прибыл.  Я ответил, что из России и счел этот вопрос общим проявлением любопытства. Однако вопрос оказался далеко не праздным.


Я шел посмотреть на один из красивейших  театров Европы и был заранее готов ничего не понять из объяснений экскурсовода, поскольку экскурсия в большинстве своем (судя по объяснению на сайте театра) проводится на немецком языке. Но внимательные организаторы предусмотрели, что на их экскурсии могут появиться  гости, не говорящие на этом языке.  В результате, появившаяся в фойе ровно к 15.00 весьма доброжелательная дама-экскурсовод, к моему удивлению, принесла и вручила мне листочек с русским текстом  — кратким переводом  основных тезисов ее рассказа. Видимо кассир успел распечатать или сообщить экскурсоводу, что на экскурсию прибыл гость из России и ему нужен русский текст.
Что сказать, по — театральному предупредительно и приятно.  Опять же хорошая иллюстрация австрийской (или немецкой) педантичности.
Я, конечно, сохранил листочек и, не смотря на то, что в тексте есть некоторые обороты, не характерные для современного русского языка, использую его в этой статье для придания колорита рассказу.
Но на экскурсию я пошел не только ради романтики и духа кулис, а ради очень интересных картин, связанных с театральной историей, написанных на потолках роскошных лестниц в интерьерах Бургтеатра.

Впрочем, обо всем по порядку.

Терпеливо дождавшись, пока вся экскурсия оставит верхнюю одежду в маленьком театральном гардеробе, наш экскурсовод повела нас в зрительный . И там, обозревая , и наблюдая за слаженной работой команды, монтирующей декорации, мы стали слушать небольшую вводную лекцию (а я — читать свой текст и фотографировать все подряд).

В 1741 году имератрица Мария Терезия разрешила венскому импрессарио использовать для выступлений актеров придворный банкетный зал, расположенный рядом с императорскими дворцами Хофбург. Это помещение было переоборудовано в зрительный зал на тысячу мест. Первые спектакли ставились на французском и итальянском языках.
Сын Марии Терезии, император Иозеф Второй, будучи просвещенным монархом, издал декрет об учреждении Немецкого национального театра. В 1794 году Бургтеатр получил официальное название «Императорского королевского театра рядом с Бургом». С тех пор императоры финансировали и назначали директора театра. Император Иозеф Второй  повысил статус актеров Бургтеатра, дав им почетное звание придворных императорских королевских артистов. До 1983 года в Бургтеатре сохранялась императорская привилегия для актеров. Они не кланялись публике после окончания спектакля.
В самом начале в Бургтеатре ставились немецкие пьесы, оперы и музыкальные комедии.
В театре, расположенном на Михайловской площади, состоялись премьеры опер Вольфганга Амадея Моцарта «Похищение из Сераля», «Женитьба Фигаро», «Кози фан тутте», и Кристофа Виллебальда Глюка «Орфей и Эвридика». С 1810 года Бургтеатр известен как исключительно драматический, а не музыкальный .
В 19 веке было принято решение построить новое здание театра. Лучших архитекторов империи — Готфрида Земпера и Карла Хазенауэра пригласили для разработки проекта нового императорского театра. Возникшие между архитекторами разногласия увеличили срок строительства до 14 лет с 1874 по 1888 годы.
Новый Бургтеатр был оснащен по последнему слову техники того времени с установкой железного (противопожарного) занавеса и электрического освещения.

В конце второй мировой войны в марте 1945 года, в результате авианалета, в театр попала бомба. В результате пожара в апреле 1945 года пострадал зрительный зал. Неразрушенными сохранились две парадные лестницы и  металлический каркас здания. Внешняя архитектура здания Бургтеатра соответствует времени империи. Внутренний интерьер был восстановлен после войны с большими изменениями. Бывшая императорская ложа уступила место двум отдельным парадным ложам, над которыми располагаются звукоусиление и осветительная техника. В театре сохранена прежняя система вентиляции. Воздух закачивается и соседнего парка и, поступая в зал снизу, из паркета, вытягивается на улицу в центре купольного свода зрительного зала.

Зрительный зал вмещает 1200 мест, из которых 80 – стоячие по цене всего 2,5 евро.

Театр открыт 10 месяцев в году. Репетиции проходят, как правило, утром. А вечером даются спектакли. Труппа театра состоит из 80 актеров, за кулисами работает 550 человек, включая специалистов театральной мастерской и с 2009 года занятых в постановках дополнительной сцены «Молодой Бург».

Как вам нравится этот восхитительный, основательный немецкий стиль изложения? После него вместо простого, русского «да»  хочется перейти на солидное  немецкое  «о, да».

Впрочем, продолжим.

Общая поверхность сцены составляет 1000 квадратных метров, имеются две башни, каждая высотой по 59 м. (Видимо, имеются ввиду осветительные башни). состоит из трех основных частей. Выступающая за железный занавес часть — авансцена может быть использована как или часть аудитории после дополнительной установки зрительских кресел или для оркестра с шестью подиумами.
Подвижная основная часть сцены имеет вращающуюся платформу диаметром 21 метр, высотой  14 метров  с 6 подъемными платформами. Семь двигателей обеспечивают работу механики сцены – один вращает всю конструкцию весом 320 тонн два осуществляют горизонтальные и четыре –вертикальные перемещения сценического оборудования (платформ). В 2001 году театра перешел на полностью компьютерное управление механикой сцены. За сценой находится 5 тонный подъемник и хранилище (декораций). Театральные реквизит и костюмы изготавливаются вне стен театра. Система верхней механики состоит из 120 лебедок, использующих гидравлические и ручные механизмы. Высота подъема декораций 28 метров. Слева от сцены расположена кабина управления и противовесы.

Мы побывали на сцене – весьма современный театр с современной театральной механикой.

Парадные лестницы сохранились в стиле типичном для Вены конца 19 века, когда любили копировать стили прежних эпох. До 1918 года обе лестницы предназначались исключительно для императорского двора. Росписи потолка выполнила знаменитая артель художников – Густав Климт, его брат Эрнст Климт и их коллега Франс Матч. В период совместной работы Густав Климт не использовал типичный для него прием пышной позолоты, сохраняя единство стиля с другими молодыми художниками.
Темой картин стала театра. Сначала художники рисовали эскизы, а затем переносили их на потолки парадных лестниц. Сохранились сделанные Густавом Климтом эскизы, которые можно осмотреть в фойе Агелики Прокоп.

Густав Климт (1862–1918) был ведущей фигурой так называемого Венского Сецессиона, художественного направления, сторонники которого восстали против установленных концепций искусства и создали свой стиль, похожий на модерн. Хотя австрийский художник часто шокировал искусствоведов своими нетрадиционными и провокационными методами в конце концов стал рассматриваться как один из лучших художников Европы. Сегодня его работы включены практически во все подборки лучших картин всех времен.

Бывшая императорская лестница со стороны народного парка начинается от дверей изображением показа тележки Тесписа.

Тэспис (в правой часть картины), одетый в длинный хитон, уже готов произнести монолог со своей телеги; его лицо сильно намазано гримом, напоминающим трагическую маску. Его глаза, кажется, закрыты, а руки широко раскрыты. Согласно некоторым древнегреческим источникам и особенно Аристотелю, он был первым человеком, когда-либо появившимся на сцене как актер, играющий персонажа в пьесе. Тэспис был певцом дифирамба (или песен на основе мифологических сюжетов исполняемых группой артистов — хором). Ему приписывают введение нового стиля, в котором один певец или актер исполнял слова отдельных персонажей в рассказах, различая персонажей с помощью разных масок. Этот новый стиль был назван трагедией, и Теспис был самым популярным из его представителей. В конце концов, в 534 году до нашей эры в Городской Дионисии в Афинах были организованы конкурсы на поиски лучшей трагедии, и Теспис выиграл первый задокументированный конкурс. Пользуясь своим успехом, Тэспис также изобрел театральные гастроли — он будет ездить по разным городам, неся свои костюмы, маски и другие предметы в повозке, запряженной лошадьми.

Первого известного бродячего артиста написал Густав Климт. Затем следует работа Франца Матча, показывающая театр Дионисия в Афинах во время исполнения «Антигоны» Софокла.

Греческие трагедии раннего периода представляли собой чаще всего лирические кантаты, состоявшие из песен хора и актера. Многие из ранних произведений не дошли до наших дней. Священной принадлежностью театра был находившийся в орхестре алтарь Диониса (на картине находится перед хором), составлявший главную часть театра и являвшийся внешним образом выражения связи с культом Диониса и памяти о его религиозном начале. Самый большой театр в Афинах, Театр Диониса, был сооружен на юго-восточном склоне акрополя, на том участке земли, где находились два храма Диониса Освободителя. Актёры в Афинах и других местах составляли в более позднее время общества под названием «дионисовских мастеров». Наибольшее развитие театральные представления получили в Афинах со времени прочного установления демократии, то есть с начала V века до н. э.

Следующая небольшая картина показывает последнюю сцену из «Ромео и Джульетты» Шекспира в постановке театра «» о котором я уже подробно писал. Напомню, что это период в театральной и всеобщей истории относится уже средним векам христианского периода.

Среди зрителей Густав Климт изобразил себя и двух других художников. Единственный известный автопортрет Климта показывает художника, сидящим в публике рядом с ложами (правая часть картины). Он в белом пышном воротнике  в центре группы зрителей. За ним, в красном, его брат Эрнст Климт, между ними в черной шляпе – третий художник, принимавший участие в создании потолочных картин Бургтеатра — Франс Матч.

Завершает отделку потолка работа Энста Климта  «Мнимый Больной» Мольера в постановке «Комеди Франсез».

Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, Мольер  создал жанр бытовой комедии, в которой буффонада и плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом.  Его творчество принадлежит уже к XVII веку, и в те времена оно явилось во многом новым шагом в развитии театрального искусства. Таким образом художники показали историю театра от древних веков до современности, обозначив по своему исторические вехи.

Боковые стены украшены Карлом Гейнином позолотой и имитацией мозаики. Отделка стен выполнена в технике стуко люстро. Статуи показывают известных европейских актеров. Бюсты актеров Бургтеатра.  На верху лестницы картина Густава Климта изображает алтарь Диониса.

Развернутая сегментарная арка была заполнена Густавом Климтом сравнительно сжатой композицией с центром на лестнице храма, которая видна в крутой перспективе снизу. Храм представляется в виде триптихоподобного сооружения вдоль линий алтаря Пергама. Посередине — архаичная голова бородатого бога из позолоченной бронзы; рядом с ним — маленькая серая статуэтка куроса, предположительно вырезанная из камня. Цветы и завитки плюща стекают по обе стороны от них.

С другой стороны театра такая же картина показывает алтарь Апполона. Таким образом театр как бы расположен между двумя силовыми полями богов Дионисия и Апполона.

Здесь я хочу обратить ваше внимание, что Аполлон и Дионис, как раз в тот временной период, когда создавались потолочные картины (вторая половина XIX века) стали философскими символами культуры вообще и театра особенно, благодаря  работе известного философа Фридриха Ницше.
В работе «Рождение трагедии из духа музыки», написанной Ницше в 1870-1871 годах, он формулирует два основных начала, формирующих дух древнегреческой и, соотвественно, всей европейской культуры. Эти начала названы по именам двух богов – Аполлона и Диониса.  По сути эти начала характеризуются как «искусственное» (аполлоническое) и «естественное» (дионисийское). Также в их описании  можно используют оппозицию «культурное/природное».
Аполлон – воплощение умеренности и пропорциональности, светоносный бог-покровитель искусств. Он – бог прекрасной иллюзорности, оправдывающей действительность. Поэтому Аполлон как бог иллюзии, утверждающей наличие высшего смысла, есть также бог меры, то есть самоограничения диких природных порывов.
Ему противостоит Дионис – бог вина и возлияний, воплощение буйства и неукротимости природных энергий. Дионис – бог экстатического мгновения, бог бытия «здесь-и-сейчас», поэтому его стихия – это музыка, самое свободное, а потому и высшее из искусств.
Дионис не знает никакой меры, ему неведомы границы и пределы. Дионис неопределен и непредсказуем как природа. И как природа он весьма жесток и беспощаден. Но именно в этой предельно напряженной позиции, не тешащей себя никакими защитными иллюзиями, Ницше видит истинную красоту и правду.
Заинтересовавшимся, я крайне рекомендую обратиться к работам специалистов в области философии или культурологии, занимающимися исследованием этой темы или прочесть работу Ницше.

Главное фойе служит почетной портретной галерей. Здесь имеются портреты артистов со дня основания театра до наших дней. Эта традиция началась в 18 веке. Уникальная коллекция картин полностью уцелела в годы второй мировой войны. Галерея постоянно обновляется. В центре фойе находится буфет, построенный после войны на месте трех императорских чайных салонов.

Лестница эрцгерцогов со стороны кафе «Лантман» так же имеет серию потолочных картин. Она начинается показом первого известного импровизатора, кисти Франса Матча, за ним следует картина Густава Климта с показом танцевального представления времен Древнего Рима и видом театра Таормина в Сицилии,

 

Третья картина показывает средневековый театр. Франц Матч изобразил типичную для средневековья мистерию в трехчастной композиции, изображающей в центре жизнь, над жизнью рай и внизу ад.

Последняя картина кисти Эрнста Климта показывает любимого народом уличного артиста Ганса Вурста.

Над лестницей Франц Матч изобразил Аполлона. По бокам статуи немецких актеров, бюсты самых известных драматургов. Главный фасад театра украшает процессия Дионисия, выше восседает Аполлон в окружении музы трагедии Мельпомены слева и комической музы Талии справа.

Со времен правления Иозефа Второго Бургтеатр является центром культуры.
С 1776 года и до падения монархии в 1918 году Бургтеатр, Венская Опера и театральная мастерская подчинялись императорскому дворцу. После революции они принадлежат государству  Австрии, с 1955 года вместе с театром Народной оперы. Австрийское театральное объединение было расформировано в 1999 году. Сейчас Бургтеатр имеет статус корпорации с ограниченной ответственностью и входит в государственный холдинг.

Google издал и поддерживает роскошное мегапиксельное  интернет издание этой необычной галереи, которое я нашел по адресу https://artsandculture.google.com/exhibit/the-burgtheater-cycle-of-paintings/xQKCiFk_Ivy0Kw

Готовя эту статью,  я с интересом и энтузиазмом искал информацию об упомянутых сюжетах. Согласитесь, заглянуть в иллюстрированное  прошлое всегда интересно.  Да и историю знать полезно. Кто знает, быть может через сотню лет на виртуальных полотнах футуристического государственного театра синтетического искусства,  известный художник увековечит и наше выступление.

 

 

Алексей Голтыхов

Алексей Голтыхов

Автор:  

Главный режиссер, художественный руководитель и идейный вдохновитель Московского Театра Света.

Добавить комментарий