Статья, опубликованная в журнале «LUMdecor-эстетика света» , Март 2009 год.

lum deсor

Передвигая ручку управления, я медленно и плавно гашу общий в зале. Удивительно, но это простое действие всегда вызывает у множества разных по характеру, возрасту и темпераменту людей одну и ту же реакцию – зрители успокаиваются, прекращают разговоры, усаживаются удобнее, концентрируя внимание на темном провале сцены.
Погасив свет, мы ненамеренно делаем небольшую темную паузу, дополнительно концентрирующую публику. Просто для начала представления
нам тоже нужно немного сосредоточиться.
Несколько мгновений тишины и темноты как будто переносят и нас и зрителей в другой – необычайный и сказочный мир светомузыкального театра.
Итак. Мы начинаем.

Я включаю фонограмму, и, сосредоточившись только на музыке и настроении, которое хочу передать, управляя светом, начинаю исполнять свою партию.
Музыкальной основой для первого номера нашей сегодняшней программы стала увертюра к опере «». Прекрасная, образная и многогранная . Светлое, яркое, немного шумное начало трагической, но прекрасной истории любви. Колорит Испании, солнца, фламенко, ярких костюмом и жестокой корриды.
Повинуясь моим действиям на пульте, на сцене перед зрителем появляется несколько групп лучей. Они двигаются точно в такт музыкальной теме, ни на миг не опережая и не опаздывая по отношению к мелодии. Вот мой друг вступает со своей партией света, одновременно включая и изменяя статические декорации, которые тоже сделаны из световых лучей.
Бизе в своей знаменитой увертюре к опере «Кармен» написал несколько музыкальных тем. Шумное начало, лиричная тема из куплетов Тореадора, которые не менее известны, и прозвучат в нашем шоу позднее, опять повторение первой темы и экспрессивный финал.
Чтобы динамическая световая картина, нарисованная нами под музыку на глазах у удивленного зрителя не оказалась статичной, а зрелище – однообразным, мы стараемся чаще менять вместе со сменой музыкальной темы рисунок движения или цвета световых лучей, а порой и декорации.
Вот только что белые и синие лучи, исполнив танец в правильном геометрическом рисунке, погрузили зрителей в минорное настроение и вдруг, взорвавшись яркими, ослепительными облаками света сменились на теплые цвета и другое расположение лучей, изменив колорит сцены и настроение людей. Описать все движения и изменения света за несколько минут исполнения номера практически не возможно – это надо увидеть.

В увертюре мне досталась визуализация достаточно сложной партии скрипичных групп симфонического оркестра, и по Театр светаходу номера дополнительно надо успеть проиллюстрировать светом важный, но небольшой рисунок у духовых инструментов. Каждый штрих, каждый точно выполненный по отношению к музыке световой рисунок, связанный с конкретной партией, добавляет многогранности и глубины выстраиваемой светомузыкальной картине. Неверное нажатие клавиши или смена программы, и зритель увидит ошибки. Потеряется кураж, настроение выступления.
Яркий, музыкальный финал увертюры требует повышенного внимания и очень быстрой смены повторяющихся динамических картин. Остановив движение лучей на последнем аккорде, чтобы дать зрителям насладится финальной картиной, мы плавно и синхронно гасим прожектора. Номер завершен.
Темная пауза, позволяющая несколько осмыслить свои впечатления нашим зрителям, а нам – подстроить оборудование для исполнения следующего номера, и мы продолжаем наше шоу.

Много лет назад мы, актеры Театра Света, поставили перед собой, и успешно решили одну из самых фантастических творческих задач — найти способ соединения в художественной композиции света, цвета и музыки. Мы поняли, что один из путей решения этой задачи — создать театральное действие, используя классическую культуру театральных постановок, сделав при этом его главным действующим лицом, самый известный и самый необычный персонаж – свет.
Упоминание света и музыки, наверное, вызовет у большинства ставший академическим ассоциативный ряд – Скрябин, светомузыка, дискотеки, современная светотехника. Мы решили пойти по другому пути.
В нашем театре динамическое освещение, световая декорация, ставшая столь популярной в современных шоу за последнее время за счет внедрения суперсовременных технологий, обрело черты способа творческого самовыражения, вида современного искусства, способного воздействовать на умы и сердца зрителей не меньше, чем классические театр, опера, балет. Больше того, возможность творчества на стыке нескольких классических искусств позволяет вдохнуть новую жизнь в старые произведения, увеличив интерес к бессмертной классике у современной публики, которую однажды заинтересовал авангард.
Театр СветаПрежде всего, в наших постановках понятия свет и цвет (в этом путается большинство людей, когда заходит разговор о светомузыке) разделены.
Луч света – такой простой, обыденный образ, может плавно переходить, жестко бить, мягко мигать, четко двигаться, легко перебегать, неожиданно исчезать, тихо грустить и весело смеяться. И это лишь малая часть эмоций, которые мы можем передать нашему необычному персонажу с помощью специальной системы управления, оставаясь при этом не видимыми зрителю, который, наблюдая за движениями световых лучей видит на представлениях нашу актерскую игру.
Цвет – это способ передачи настроения, эмоционального воздействия на публику. Быть может, вы помните самое простое из школьного курса – холодное сочетание цветов наблюдаемых человеком, чаще всего становится источником отрицательных эмоций, теплое сочетание – наоборот. Современная наука продолжает работать над изучением психологических и биологических закономерностей воздействия цвета на человека и это тема отдельного разговора.
Но свет и цвет – это не все способы художественного выражения. Кроме динамических партий в наших постановках, мы используем много классических театральных приемов. Один из них – смена декораций, на фоне которых разворачивается динамическое действие. Так как в нашем театре используются только свет и цвет, то и декорации, или «фона» создаются из различных статических световых лучей. Кстати выражение «фона» принес мне когда-то один знакомый, проработавший несколько лет в «Союзмультфильме» и рисовавший рисунки, на фоне которых развивалось действие персонажей мультфильмов. А ведь мультипликаторы тоже решали когда-то похожие задачи, разрабатывая искусство мультипликации.
Процесс создания светомузыкального шоу для нас очень похож на процесс создания классической театральной постановки. При подготовке нашего шоу мы обсуждаем не только свет. Атмосфера произведения, литературная, музыкальная основа, исторические данные, позволяют нам глубже понять художественную составляющую произведения, на основе которого мы делаем наше светомузыкальное представление.
Разработка осветительных конструкций, создание эскизов световых картин, монтаж аппаратуры и систем управления, подбор или создание из музыкальной основы фонограмм – вот не самый полный перечень подготовительных работ.
Постановка, репетиции, прогоны, подготовка афиши и программок и, наконец, зрителю. Не малую роль играет и серьезное и вдумчивое отношение участников проекта к своей работе.

В «Кармен», желая максимально сохранить логику оригинального произведения, мы впервые пытаемся с помощью света, цвета и музыки поставить светомузыкальный .
Свет и цвет прекрасно управляют эмоциями публики, направляя их в нужное русло, придавая светомузыкальным картинам черты театральных мизансцен. Различное по сочетанию — холодное, теплое, хаотичное смешение цветов, незаметно для публики переключает настроение, позволяя передавать публике общий художественный замысел всей постановки.
В нашей постановке мы решили распределить роли, отдав динамическому свету роли театральных персонажей, которые живут и страдают, интригуют и влюбляются, а статическому свету — создание декорации и атмосферы, основываясь на первоисточниках – новелле Проспера Мериме, либретто оперы Бизе, театральным постановкам и материалам.
Но, зная ограничения, которые имеет жанр светомузыкального шоу, мы решили не мучить наших зрителей точным повторением мизансцен и копированием классических постановок. Взяв за основу либретто оперы и ее наиболее известные арии и музыкальные темы, мы создали серию светомузыкальных иллюстраций, объединенных общим известным сюжетом.

Вот яркий день и площадь в Севилье, где мы впервые знакомимся с Кармен. Вот Театр Светатрактир, в котором тореадор Эскамильо поет свои знаменитые куплеты. Вот действие происходит у костра контрабандистов в ночном лесу. Вот финальная смерти Кармен. Нам удалось объединить динамические партии света не только с музыкальными партиями, но и с ключевыми сценами с речитативом главных героев, определяющих сюжет всего произведения. В результате зритель увидит и подобие театральных мизансцен и классические светомузыкальные иллюстрации. А как это происходит из-за сцены, я попытался рассказать в самом начале этого материала.
Нам удалось объединить динамические партии света не только с музыкальными партиями, но и с ключевыми сценами с речитативом главных героев, определяющих сюжет всего произведения. В результате зритель увидит и подобие театральных мизансцен и классические светомузыкальные иллюстрации. А как это происходит из-за сцены, я попытался рассказать в самом начале этого материала.
Проект «Театр Света» не коммерческий. У театра пока нет собственного здания. Мы не часто появляемся на афишах. Но зато мы можем показать качественное, проработанное и отрепетированное до мельчайших деталей зрелище. Мы открыты для различных контактов – в интернете у театра есть своя постоянная страница, и достаточно известны среди энтузиастов и специалистов в области светомузыки. Но самое главное для нас – возможность дарить нашим зрителям необычный, волшебный мир светомузыкальных представлений.

Приходите в гости. Не пожалеете.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий