Статья, опубликованная в журнале «Империя Света» №21 2005г

«Театр Света». , концепция, реализация.

Империя СветаТемноту пустой сцены поглотила волна света. Линия видимых зрителю, горизонтально расположенных прожек-торов, разгораясь, залила сценическое пространство ярким, почти нестерпимым для глаз потоком света и погасла, оставив после себя картину из синих вертикальных лучей, светящих снизу и сверху. Затем в нижней части получившейся световой появилась и задвигалась в такт ритмического рисунка группа из трех тонких лучей. Все вместе они создали фон, впечатление театральной декорации – настала пора появиться действующим лицам. Словно духи возникли и задвигались в такт музыкальной теме в центре четыре ярко-зеленых луча, создавая необычный узор…

Каждый раз, исполняя «Элегию», я представляю себя где-нибудь на острове с зелеными пальмами, яркими попугаями и темно-синим ласковым морем. Картины тропического рая для меня ассоциируются с яркими, без полутонов, красками, спокойной музыкой, неторопливыми движениями.
Четыре зеленых луча, плавно меняя создаваемый ими рисунок, иногда кажутся танцорами, исполняющими медленный танец на берегу моря. Размеренная, повторяющаяся музыкальная тема невольно позволяет рукам, управляющим программой пульта работать «на автомате», исполняя давно отрепетированную партию. Но основная тема кончается и сейчас лучше собраться – вместе с изменением музыкальной темы у нас «переход фона».
Горизонтальная линия синих огней, вновь разгоревшись яркой волной и почти ослепив зрителя, плавно погасла, захватив с собой в темноту замершие в одном из движений своего танца зеленые лучи. На смену им пришла яркая рыжая волна, а вместе с ней поменялся фон: теперь в световой картине стало больше рыжего, а зеленые лучи продолжили свой почти ритуальный танец.
Театр светаПожалуй, наш труд лучше сравнить с профессией кукловода. Только у нас вместо ниток и тростей – клавиши, фейдеры и переключатели. Каждый из нас играет свою роль, свою партию, заставляя капризный и непокорный луч света двигаться так, как мы хотим, передавая ему характерность, очеловечивая его… Можно, конечно, загнать все управление в программу, но без участия человека все будет выглядеть механично, безжизненно – как цветомузыка.
Музыкальная композиция постепенно подходит к концу. Последние такты музыки – и мы, вместе с затихающей фонограммой, стараемся аккуратно закончить сцену. Вот погасли группы лучей, которыми мастерски управлял мой друг, имитируя ритмический рисунок, вот я, как можно незаметнее, гашу прожектора, изображавшие горизонтальную линию. Кажется, что чудесный тропический остров отдаляется, и мы, глядя на него с борта плывущего теплохода, видим, как он тает в дымке на горизонте.
Прежде чем «играть », мы запоминаем музыку. Просто долго слушаем запись, вникая в особенности, штрихи композиции, придумывая или разрабатывая сюжет. Потом долгие часы инсталляции и постановка, где каждый запоминает, репетирует свою «роль», и, наконец, – представление. Все, что можно и нужно автоматизировать – автоматизировано, но все равно главное – живое исполнение. Никакая техника не сможет заменить человека в творческом процессе.
То, во что мы верим, просто и невероятно. Но это наши миры, куда мы уходим от обыденной суеты повседневности. Там есть закаты и рассветы, красота готической мозаики и романтика утренних лучей солнца в туманном лесу, буйная сила шторма и поэзия водного мира.
Впрочем, при исполнении мы сделали несколько ошибок. Тут фон не вовремя переключили, там я заметался, перепутав последовательность клавиш. Репетиция – залог хорошего выступления, поэтому я переключаю фонограмму на начало, представляю себе волшебный остров посреди теплого океана и жду первых музыкальных тактов.
Идея создать «Театр Света» появилась у меня еще в юности, когда я впервые попал на большую театральную сцену. С тех пор произошло много событий, жизнь шла своим чередом, но я собирал по крупицам наблюдения и накапливал опыт, исследуя, пробуя, конструируя и мечтая создать необычное, красивое шоу.
История попыток объединения света, цвета и музыки насчитывает более 100 лет. Возникновение этой идеи обычно ассоциируют с возникновением идеи движущегося изображения – кино. А вот дату первой попытки такого объединения обычно вспоминают в связи с симфонической поэмой «Прометей» Александра Николаевича Скрябина (1872-1915).
И здесь начинается путаница. В партитуре «Прометея» кроме партий фортепиано, оркестра и хора Александр Николаевич добавил строку «luche» — партию света. Световой аппарат, сделанный по его заказу и модели физиком А. Мозером специально для исполнения симфонической поэмы «Прометей», представлял собой деревянный круг с двенадцатью лампочками: семь расположены в последовательности чередования цветов спектра, а пять дополнительных соединяют крайние спектральные цвета, образуя переход из фиолетового в красный, розовый, розово-красный и т.д. Таким образом, получилось, что , описывая «партию света» указал цвета и их интенсивность. Партия света была выражена достаточно туманно, различными авторскими пометками на партитуре. Театр света
Но давайте не путать «свет» и «цвет». Свет, в понимании «Театра Света», прежде всего видимый объект, зрительный образ. С его помощью мы дарим зрителю творческую свободу, позволяя самостоятельно интерпретировать представляемое на его суд зрелище. Впрочем, как показывает практика, предоставляемая нами свобода отнюдь не безгранична. Свет может быть различного цвета. А, значит, достаточно строго выстраивать ассоциативный ряд. И здесь, применительно к психологии человеческого восприятия, вполне можно опереться на имеющиеся труды последователей Скрябина, Галеева, различных психологов и аналитиков. Проблем в этой области много, и это тема отдельного разговора.
Практически же, на мой взгляд, перед всеми энтузиастами идеи соединения света и музыки возникают одни и те же вопросы.
Первый – как сопоставить впечатление от музыкального произведения и зрительный образ? Здесь можно увидеть два фундаментальных направления в предлагаемых на суд общественности теориях и экспериментах. Первый – алгоритмический, то есть звук рассматривается, как источник данных для алгоритма представления света и цвета с позиции физики процесса, и второй – художественный.
С развитием электроники, примерно в шестидесятых годах прошлого века, появились цветомузыкаль-ные установки, в которых рассматривалась, как источник шумов с различными характеристиками. В качестве способа управления цветом и светом в таких приборах до сих пор используются звуковые колебания, сопряженные с изменяемыми параметрами источника света с помощью простейших физических преобразований. Получавшиеся приборы обладали подчас необычными эффектами, но никогда не имели какой-либо художественной ценности.
Более интересным и перспективным представляется художественный подход к проблеме светомузыкальных композиций. Здесь свет и музыка рассматриваются, как самостоятельные художественные составляющие.
Вопрос в том, какими приемами добиться художественной выразительности, совместив одно и другое.
С развитием технологий мы привыкли к различным чудесам виртуальной реальности, все чаще поражающей интересными идеями с экранов мониторов компьютеров, телевизоров, кинотеатров, когда предметы и образы, кажущиеся обыденными или вовсе не существующими, вдруг по желанию художника получают характер и узнаваемые, человеческие черты. Появились так называемые виртуальные персонажи.
Современная техника театра, на мой взгляд, далеко обогнала творческий потенциал. Обладая функциональностью во много раз превышающей текущие потребности, она вполне способна решить задачу переноса виртуальной реальности с экрана на сцену.
Например, вполне возможна постановка танцевального номера для живого артиста в паре с виртуальным персонажем – объемным лучом света. Главное, чтобы управлять таким необычным партнером и, значит, передать часть своей индивидуальности, смог живой человек.
Различные экраны, материалы, театральные дымы, фонтаны, приборы специальных эффектов, лазеры, универсальные системы управления – все это уже давно стало известным и привычным сценическим оборудованием. Становится практически возможным постановка шоу, в котором световой луч будет характерным персонажем. Поэтому и родилась идея «Театра Света», где световые лучи, которым невидимые публике человеческие руки передают характер и индивидуальность, становятся актерами необычного спектакля.
При создании светомузыкальных композиций отправной точкой в нашем творчестве является музыка. Общее настроение, выразительность партий, ритмический рисунок произведения – вот что учитывается в первую очередь. Дальше – техническое решение, постановка, и результат может быть представлен на суд зрителей. Процесс создания светомузыкальной композиции, финалом которого является его , очень похож на создание классической театральной постановки.
В нашем театре нет актеров в обычном понимании этого слова. Здесь постановочной идее, рожденной на музыкальной основе, подчинено все: люди, техника, ресурсы. Наш основной принцип – нацеленность на результат, организованность, верность лучшим театральным и художественным традициям.
Однако обратимся к объективной реальности. Сценическая постановка – дело хлопотное. Электроэнергия, химия, механика, теория и практика… Исполнители, инженеры, операторы, монтеры, техника безопасности… Пожарники, с подозрением наблюдающие за дымовыми установками, проблемы электропитания и настройки аппаратуры, зрители, норовящие постоянно что-нибудь разобрать «на память»… Охрана, обслуживание, транспортировка, хранение, инсталляция… Репетиции, худсоветы, организация, согласования, сувениры, презентации. Все это отвлекает от основной творческой задачи. Все это требует денег, окупаемости, коммерческой оправданности. Словом, коммерция – тот последний камень, который вполне может утянуть оригинальную идею на дно забвения.
Чтобы преодолеть все эти проблемы был построен действующий макет. Получилось подобие древних площадных театров, которые легко переместить в пространстве с помощью четырех рук и легковой машины. Конечно, световое шоу смотрится в большом зале гораздо лучше, чем в виде эскизов и макетов. Но все-таки мы решили начать именно с макета, надеясь когда-нибудь создать серьезное шоу. И не ошиблись.
Сейчас, придумав и освоив основные художественные приемы, мы практически нашли решение поставленной задачи, используя гораздо меньший перечень макетов технических средств, у которых есть реальные прототипы, чем тот, который доступен на современном рынке шоу-техники, то есть получили четкое понимание объема и способов реализации задачи в реальном объеме. Вдобавок на вопрос: «Что вы можете предложить?» мы всегда можем показать наши идеи «живьем». Был случай, когда, прочитав одной из светомузыкальных композиций, выложенный на нашем WEB сайте, директор одного из московских агентств коммуникаций, предложил адаптировать его для открытия большой презентации. Ровно через неделю, исходя из параметров реального зала и концепции предполагаемого мероприятия, мы показали ему результат.
В качестве небольшой иллюстрации проделанной исследовательской и постановочной работы я предлагаю вашему вниманию ориентировочные данные для инсталляции светомузыкального концерта «Образы Света» в пересчете на реальное оборудование:
— Ориентировочное энергопотребление – до 300 КВт/ час.
— Ориентировочный вес оборудования – до 10 тонн на подвесных
конструкциях.
— Примерная суммарная длинна кабельного хозяйства – 50 километров.
Я думаю, на основе представленных данных для специалистов не составит труда оценить вероятные затраты. Но интересно другое – за несколько лет творческой работы выяснилось, что не всегда прекрасно смотрящаяся в эскизе световая картина будет представлена зрителю, потому что существует диспропорция между рисунком и реальном расположении источников света, и ее реализация даже на макете выглядит ужасно. А от идеи до нравящегося результата может пройти не одно перестроение всех источников света, причем не только с точки зрения ориентировки в пространстве, но и путем смены расположения. Представьте, каких ресурсов потребует такое перестроение на реальной сцене!
Театр света«Театр Света» – некоммер-ческий проект, впервые показавший свой спектакль в марте 1999 года. Он существует, как воплощение мечты группы энтузиастов, как народный театр. Мы не стремимся извлечь коммерческую выгоду из нашего творчества. Мы хотим подарить людям возможность творить в новом виде искусства – светомузыкальном шоу, не раз упоминавшемся у классиков фантастического жанра – Ефремова, Стругацких, Соловьева.
Кроме макета театральной сцены нами разработан и успешно эксплуатируется макет цветомузыкального фонтана. Радость творчества, возможность постигать неизвестное и передавать его нашим зрителям, понимание цели работы, позволяют нам не задумываться о философии и смысле жизни.
И, наверное, поэтому, мы счастливы.

Художественный руководитель
и главный режиссер «Театра Света»
Алексей Голтыхов.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий