Продолжение.

КарменКомпозиция.

Выбирая классическое произведение, для которого нам интересно было бы создать светомузыкальные иллюстрации, мы не случайно остановились на .
Популярный, ставший нарицательным сюжет. Богатейший музыкальный материал -партитуры оперы, Кармен-сюит и Щедрина. Вдобавок разные музыкальные темы из этих произведений, будучи хорошо известны публике, не слишком эксплуатируются современной рекламой.
В процессе работы над музыкальной основой для создания светомузыкального представления мы решили выполнить достаточно сложную задачу. С одной стороны, нам хотелось использовать наиболее популярные музыкальные темы, с другой – максимально сохранить логику и последовательность их представления зрителям, опираясь на сюжет Проспера Мериме и либретто оперы.

В результате у нас получилось некое подобие светомузыкальной картинной галереи, иллюстрирующей наиболее значимые и известные сцены этих произведений. Большей частью в основу нашего представления вошли музыкальные отрывки из оперы Кармен, которые мы дополнили номерами из Кармен-сюит.
История оперы Кармен ярка и трагична. Бизе начал работать над оперой «Кармен» в 1874 г, взяв сюжет из одноимённой новеллы французского писателя Проспера Мериме (1803-1870), написанной в 1845 году. Опытные литераторы А. Мельяк (1831-1897) и Л. Галеви (1834-1908) мастерски разработали либретто, насытив его драматизмом, углубили эмоциональные контрасты, создали яркие, объемные образы действующих лиц, во многом отличные от их литературных прототипов.
Хозе, изображённый писателем как мрачный, гордый и суровый разбойник, в опере приобрёл другие черты: крестьянский парень, ставший драгуном, он показан простым, честным, но вспыльчивым и слабохарактерным человеком. Образ волевого, мужественного тореадора Эскамильо, едва намеченный в новелле, получил в опере яркую, сочную характеристику. Существенно изменён и облик главной героини. Хитрость, воровская деловитость – эти черты Кармен из новеллы Мериме устранены. Бизе облагородил её характер, подчеркнув прямоту и независимость поступков; его Кармен – воплощение женской красоты и обаяния, страстного свободолюбия и смелости. И, наконец, раздвинув рамки повествования, авторы оперы ввели колоритные народные сцены. Жизнь темпераментной пёстрой толпы под жгучим солнцем юга, романтические фигуры цыган и контрабандистов, приподнятая атмосфера боя быков придали трагическому сюжету оптимистическое звучание.
Премьера «Кармен» состоялась в Парижском театре Комической оперы («Опера комик») 3 марта 1875 г. и успеха не имела. Для самого Бизе ее провал стал началом серии роковых событий. Размышляя над историей постановок и признания этой великой оперы, нельзя не вспомнить пророческую оценкуоперы «Кармен» Петром Ильичом Чайковским. «Опера Бизе, — писал он, — шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире».

Светомузыкальные иллюстрации.

Так как в основу нашей композиции лег сюжет оперы «Кармен», мы решили привести выдержки из ее либретто для того, чтобы зрителям было понятно, для каких именно сцен из оперымы подготовили светомузыкальные картины.

I

В начале зрителю представляется световая иллюстрация к увертюре оперы.

II

Первое действие начинается на площади в Севилье. Знойный полдень. Происходит смена караула, во время которой группа уличных мальчишек изображает из себя солдат. Для музыкальной иллюстрации этой сцены мы использовали марш солдат из Кармен – сюиты, а для последующих сцен – отрывки из оперы.

III

Группа юношей собралась на площади и ожидает, когда на сигаретной фабрике, расположенной невдалеке, начнется перерыв. Вот появляются девушки, но все ждут появления самой яркой и привлекательной из них – Кармен.

IV – VI

Оркестр возвещает о появлении Кармен коротким вариантом темы её судьбы. Вот появляется она сама. Она флиртует с юношами и поёт. Звучит знаменитая хабанера («L`amour est un oiseau rebelled» — «У любви, как у пташки крылья»).
заканчивается вместе с логическим и музыкальным окончанием этого действия в опере.

VII

Бизе очень часто использует прием чередования яркой и динамичной сцены с лирическим дуэтом или . После явления зрителю Кармен происходит сцена встречи Хозе и Микаэлы. У нее письмо к нему от его матери и гостинец – хороший повод для очень лиричного дуэта («Parle moi de ma mere» — «Что сказала родня?»).
Решив повторить удачный прием великого композитора, но боясь утомить публику большим объемом вокальных номеров, мы использовали музыку Адажио из Кармен – сюиты.

VIII

На фабрике слышится ужасный шум, и работницы выбегают на улицу. Капитан Цунига, пытаясь навести порядок, выясняет, что причина паники — Кармен: она набросилась на одну из девушек и полоснула её ножом. Он приказывает дону Хозе арестовать виновницу, привести её к нему на разбирательство в казарму и сторожить её, пока он не решит, что с ней делать.

IX

Оставшись одна с доном Хозе, Кармен решает завоевать сердце молодого солдата пьянящей сегидильей («Pres de la porte de Seville» — «Близ бастиона в Севилье»). В ней она обещает петь и танцевать для него – и любить его! – в одном кабачке близ Севильи, если он отпустит ее.

Х

Кабачок близ бастиона в Севилье. На сцене появляется популярный атлет. Это Эскамильо, тореадор. Он поёт знаменитые «Куплеты тореадора» («Vorte toast, je peux vous le render» — «Тост, друзья, ваш я принимаю»). Все посетители хором присоединяются к нему.

XI-XII

Дикая гористая местность. Ночь. Контрабандисты расположились на короткий привал среди гор. Звучат тема и хор контрабандистов.

XIII

Площадь перед цирком в Севилье. Все в праздничных одеждах; все готовы насладиться великолепным представлением Эскамильо на арене. Знатные дамы, офицеры, простолюдины, солдаты – кажется весь город собрался, желая увидеть бой быков. Музыкальной основой для этого номера послужила одна из частей Кармен — сюиты Бизе.

XIV

Кармен собирается посмотреть представление Эскамильо. Она очарована им и забыла о Хозе. Неожиданно появляется Хозе. Он бросается к Кармен и заклинает её вернуться к нему. В ответ – её твёрдый отказ. Ещё одна мольба – и вновь в ответ лишь презрение. Потерявший рассудок, дон Хозе угрожает Кармен кинжалом. Она отчаянно пытается скрыться от него, но в тот момент, когда толпа в театре с восторгом приветствует победителя – Эскамильо, дон Хозе здесь, на улице, вонзает кинжал в потерянную им навсегда возлюбленную.
Для этой кульминационной сцены мы использовали музыку из Кармен – сюиты Родиона Щедрина.

Продолжение следует.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий